ЧАСТЬ A

1. Найти значение выражния: 185 - 240 =  -55
2. Произведение чисел 36,07 и 0,1 равно.36,07*0,1=3,607......
3.Вычислить:     = 12 1/10  

4.На диаграмме изображено количество мальчиков и девочек в 5 классах .

Число мальчиков в обоих классах равно 8 + 15 = 23
5.Цена товара составляла Ls 200. Товар уценили на 30% или на Ls 200* 0,3 =60
6.Число 98,76 находится между следующими рядом стоящими целыми числами 98 и 99
7.  Найти среднее арифметическое чисел17; 15 и 4    (17+15+4) / 3 = 12
8.Значение выражения равно\/ 12*3 = \/36 = ± 6
9.Решением 8 x = - 4 уравнения является х = - 4 / 8 = - 1/2 = -0,5
10.Неизвестный член пропорции равен 3x = 30 ;  x = 10
11.Выразив t  из уравнения x + 2t = 7 получим t = ( 7 - x ) / 2
12.Решением системы уравнений  является  x = 2 ; y = 1
13.Преобразуя выражение  (3m - 1)2 + 6m  в полином, получим  9m2 + 1
14.Корнями уравнения x2 - 6x + 5 = 0 являются  x1 = 5; x2 = - 1
15.Найти решения неравенства  -3z < 9    z > - 3
16.Если a= b = -1, то числовое значение выражения a4 + b5  равно   0
17.Графику функции y = 2x2 принадлежит точка M(3;..18.....)
18. На рисунке изображен график функции. Функция принимает отрицательные значения при  - 1< x < 6
19.

Если в параллелограммеABCD величина угла BAC равна 30o , < CAD = 27o , то величина угла D равна 180о - (30о + 27о) =  123о

20.

Если BD = 12 см, CD = 13 см, то длина BC составляет  \/ 132 - 122   = \/ 25*1   = 5 см

(для вычислений рациональнее воспользоваться формулой сокращенного умножения a2-b2=(a+b)(a-b)   )

21.

Если BD- высота треугольника ABC , AD = 3 см, DC = 5см и

BD = 7 см, то площадь треугольника  ABC равна  (AD+DC)*BD/2 = 8*7/2 = 28см2

22. Если < A = < F, < B = < D, AC = 2 см, EF=1 см, DF = 3 см, тодлина AB равна   6 см
23.

Если диагональ KLMN  KM = 6 см, < MKN = 30o , то длина стороны MN равна 3 см.

(катет, лежащий против угла 30 градусов, равен половине гипотенузы)

24. Если AC -диаметр окружности, а точка  B лежит на окружности, то величина угла ABC равна   90о
25. Если длина одного ребра куба равна 4 см, то сумма длин всех ребер куба равна 4*12 = 48 см

 

ЧАСТЬ B -C

1.

 Вычисли значение выражения

 

 

a) Явно напрашиваются вычисления в десятичных дробях
5 6/25 = 5,24  ;  3/4 = 0,75
b) Следовательно пример можно записать так:

10,22-7,28 : ( 5,24+1,76)-0,75

1) 5,24+1,76 = 7
2) 7,28:7 = 1,04
3) 10,22 - 1,04 = 9,18
4) 9,18 - 0,75 = 8,43

Ответ: 8,43

2.Семья Берзиньш в октябре израсходовала 60 киловатт-часов (кВт-ч) электроэнергии, а в ноябре - на 15% больше, чем в октябре. Расход электроэнергии в ноябре составил 3/4 количества электроэнергии потребленной в декабре. Достаточно ли 4 латов для оплаты счёта за декабрь, если 1 кВт-ч стоит Ls 0,039 ? 

1) Сколько электроэнергии израсходовали в ноябре?

60*1,15= 69 (кВт-ч)

2) Сколько электроэнергии израсходовали в декабре?

69/3*4= 92 (кВт-ч)

3) Сколько надо заплатить за электроэнергию?

0,039*92= 3,588 Ls

4) 3,588 Ls < 4 Ls Следовательно 4 латов вполне достаточно.

 

 

3.Периметр равнобедренного треугольника 36 см, длина боковой стороны 10 см. Вычисли длину высоты, проведенной к основанию, и площадь треугольника.

1) AC = 36-10-10=16 см
2) AD = AC/2 = 16/2=8  см (так как треугольник равнобедренный по условию, а следовательно его высота, проведенная к основанию является также и медианой)
3) По теореме Пифагора BD = \/ AB2 - AD2 = \/ 100 - 64 = \/ 36 = 6 cм
4) SABC = AC * BD / 2 = 16 * 6 / 2 = 48 cм2

 

  4. Реши уравнение

 

Во-первых, проанализируем знаменатели дробей. Они не должны обращаться в 0. Очевидно, что это условие будет выполняться, если х не  равен ± 1.

При решении этого уравнения очень важно не ошибиться со знаками!

Ясно, что придется приводить дроби к общему знаменателю
1- х2 = (1+х)(1- х)

Но в знаменателе дроби в правой части уравнения стоит не 1-х, а  х-1

Дробь не изменится, если ее числитель и знаменатель умножим на одно и то же число, поэтому спокойно умножаем и числитель, и знаменатель на -1 и начинаем решать.

6 - 6х - 10 + 1 - х2 = -5х - 5

2 - х - х2 = 0  или х2 + х - 2 = 0

Решив квадратное уравнение получим х1 = 1х2 = -2, но в самом начале мы уже выяснили, что х не может быть равен 1, следовательно решением уравнения будет х= -2

 

4.a

 

Решая и рассуждая по аналогии с заданием 4., получаем ответ х=2

 

 

 

5. Реши систему неравенств

 

1) Преобразуем первое неравенство
12- х  >  25x2 +10x + 1 - 25x2
12 - x >  10x + 1
11x < 11
x < 1

2) Преобразуем второе неравенство
-2x > x - 3(6x + 1)
-2x > x - 18x - 3
15x > - 3
x > - 1/5
x >  - 0,2

3) Ну а теперь мы сразу можем записать ответ:

- 0,2 < x < 1     или  х € ( - 0,2 ; 1 ]

 

6. В равнобедренной трапеции KLMN с основаниями KN и LM (KN > LM) диагональ КМ перпендикулярна боковой стороне и КМ = 8 3 см, величина угла при основании 60°. Вычисли площадь трапеции.

1) Начнем с чертежа.

2) А теперь начнем с конца. Площадь нашей трапеции будет равна

(LM+KN)*MP/2

3) KN можно найти довольно просто. KN - гипотенуза /\ KMN.

KM/KN = sin 60 o , (sin 60 o=  \/ 3 / 2 )     откуда
KN = KM /sin 60 o = KM*2 / \/ 3 = 8 3 * 2 / 3 = 16 см          KN=16 см

4) Попробуем найти высоту трапеции MP.
Рассмотрим прямоугольный треугольник KMN. Если / KNM = 60 o , то  / MKN = 30 o(треугольник- прямоугольный - по условию)

А теперь рассмотрим треугольник KPM. Он прямоугольный, так как MP - высота. Но в прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30oравен половине гипотенузы. Следовательно MP =8 3 /2 = 4 3  MP=43

Осталось найти LM ? Дальнейшее решение может идти разными путями.

РЕШЕНИЕ 1.

5.1) LM = KN/2  Почему? Сейчас докажем.

Что представляет собой наша трапеция KLMN? Да это просто бывший равносторонний треугольник , у которого (если по - вашему ) "крышу снесло"

Но тогда, KM не только высота, проведенная к боковой стороне равностороннего треугольника, а также и медиана. Но если KM - медиана, то в точке М она делит сторону треугольника пополам. И если из этой точки М проведена в треугольнике линия (LM) параллельная основанию(KN) , то это -  средняя линия треугольника. Но, если LM -  средняя линия треугольника, то она равна половине основания KN. Следовательно LM = KN/2 = 16/2 = 8 (см).
LM = 8 см

--------------------

РЕШЕНИЕ 2.

5.2) Проведем вторую высоту LP' трапеции KLMN

Тогда LM = PP' = KN - KP' - PN ,  но KP' = PN, так как трапеция равнобедренная. Следовательно LM  = KN -2 PN

Найдем PN :  PN = MP / tg 60° = 43 /3 = 4

Следовательно LM = KN -2 PN  = 16 - 2*4 = 8   LM = 8 см

-----------------

Каким бы путем мы ни шли,  дальше:

6) Находим площадь трапеции.

S KLMN = (LM+KN)*MP/2= (16+8)*43 /2 = 483 см2

Ответ:    S KLMN = 483 см2

 

 

 

7.На сторонах ВС и CD квадрата ABCD отмечены соответственно точки М и N так, что ВМ : МС = 3 : 2 и CN : ND = 3 : 2. Отрезки AM и BN пересекаются в точке О.

1) Определи величину угла AON.

1) /\ ABM = /\BCN  (по двум катетам)

2) Из равенства треугольников следует, что /  BAМ = /  СВN

Но сторона АВ угла /  BAМ  перпендикулярна стороне ВС угла /  СВN, следовательно должны быть взаимно перпендикулярны и стороны АМ и BN.

Таким образом / AON - прямой, т.е. равен 90о

Отсюда следует, что ВО - высота прямоугольного треугольника АВМ, опущенная из вершины прямого угла на гипотенузу.

2) Чему равно отношение площадей треугольников ВОМ и BCN, если длина стороны квадрата 5 см?

Если сторона квадрата равна 5 см, то совершенно ясно, что BM = 3см, MC=2см, CN=3см, ND=2см.

С учетом равенства /\ ABM = /\BCN , мы ответим на вопрос задачи, если найдем соотношение площадей /\ BОM и /\АВМ

а) Площадь треугольника BОM:          SBOM = BO*OM/2

b)Площадь треугольника АВМ:            SABM = BO*AM/2

c)Отношение площадей: SBOM / SABM = BO*OM / BO*AM = OM / AM  (1)

d) Из метрических соотношений между элементами прямоугольного треугольника следует:

BM / AM = OM / BM , откуда  ОМ = ВМ2 / AM   (2)

e) Подставляя выражение для ОМ из (2) в соотношение (1), получаем

SBOM / SABM   = ВМ2 / AM 2

f) BM2 = 9 ;  AM2 = AB2 + BM2 = 25 + 9 = 34

g) Следовательно SBOM / SABM   =  9 / 34 = SBOM / SBCN

 

 

8.Парабола у = ах2+bх + с проходит через точку (0; 15). Координаты вершины параболы xо= 4; уо= - 1. Определи значения коэффициентов а, b и с и нарисуй график полученной функции.

Проанализируем задачу:

1) Даны две точки:  1)  (0;15) и 2) координаты вершины (4; -1)
2) Через вершину параллельно оси у проходит ось симметрии параболы.
3) относительно оси семметрии найдем еще одну точку.
Ее координаты (8; 15)

Подставляем значения в уравнение параболы у = ах2+bх + с.

а) Точка (0;15)     15 = 0 + 0 + с

с = 15

б)Точка (4; -1 )   -1 = 16а + 4b + 15 ; после преобразований уравнение приобретает вид:

4a + b + 4 = 0            (1)

в) Точка (8;15) 15 = 64a + 8b + 15 после преобразований уравнение приобретает вид:

b = - 8a                 (2)

Подставим в (1) вместо b его выражение из (2)

4a - 8a + 4 = 0

a = 1

Из (2)

b = - 8

Следовательно, уравнение параболы

y = x2 - 8x + 15

График функции.

Hosted by uCoz