ЧАСТЬ А

История Латвии

Задание 1 (5пунктов). Расположите приведенные ниже события истории Латвии в хронологической последовательности. В пустые квадраты впишите букву соответствующего события!

А - Епископ Альберт основывает Ригу и Орден меченосцев

В - Признание Латвийской Республики De Jure

С- Жизнь и деятельность Курляндского герцога Эрнста Бирона

D - Принятие Латвии в Совет Европы

Е - Котрреформация в Видземе и Латгале

F - Включение Курляндского герцогства в состав Российской империи

 

—>

—>

—>

—>

—>

 

 

Задание2(6пунктов). Напишите напротив приведенных ниже событий из истории Латвии буквы хронологически и исторически соответствующих им событий из истории Европы и мира! (Внимание, количество фактов, приведенных во второй колонке, на одно событие больше!)

1) Походы викингов в Курсу и Земгале

 

А Просвещение в Европе

2)Валтер Плетенберг объявляет в Риге свободу вероисповедания    

В "Революция цен" в Западной Европе в конце средних веков - начале Нового времени

3)Увеличение экспорта зерна и лесоматериалов из Ливонии  

С Реформации, в Германии

4)Деятельность Иоганна Готфрида Гердера в Риге и Видземе     

D Падение коммунистического режима в Центральной и Восточной Европе

5)СССР вторично оккупирует Латвию    

Е Скандинавы колонизируют Исландию, Гренландию и появляются в Северной Америке

6)«Третья атмода»  (возрождение)в Латвии  

F Наступление Красной Армии на Восточном фронте во время второй мировой войны

    

 G Американские астронавты высаживаются на Луне

Задание 3 (4 пунктa) Поставьте знак «+» напротив верных утверждений и «-» напротив неверных!

Ливы принадлежат к финно-угорской этнической группе.

 

Латышей связывает с эстонцами общее этническое происхождение, а с литовцами - похожая история.

 

Среди других требований латышских революционеров в 1905-1907 годах были и требования национального характера.

 

Одна из внешнеполитических целей современной Латвии - вступление в Содружество Независимых Государств.

 

Задание 4 (6пунктов). Внимательно прочитайте текст.

В 1918-м году временный парламент Латвийской Республики - Народный Совет -постановил, что устройство будущего Латвийского государства определит избранное всем народом А, и его избрание должно состояться, как только территория Латвии будет свободна от иностранных войск. Это было возможно лишь после окончания Освободительной войны весной 1920-го года, когда и состоялись выборы А. Наибольшее количество голосов в А получили левая партия В и правая партия С. Вскоре была разработана D Латвийского государства, где было сказано, что Латвия является  парламентской  республикой,  был  принят также  важный для  дальнейшего экономического развития Латвии закон о Е реформе. А действовало в течение двух лет, до тех пор, пока в   1922-м году, в соответствии с D не состоялись первые выборы F .Функции А были на этом исчерпаны. В и С как во время первого F, так и во время трех последующих, имели наиболее значительную политическую силу, и их представителям чаще всего доверяли формирование правительства.

Какие слова следует вставить вместо букв А, В, С, D, Е , F?

А_____________________________________________________

В_____________________________________________________

С_____________________________________________________

D_____________________________________________________

Е______________________________________________________

F______________________________________________________

 

Задание 5 (4 пункта) Внимательно рассмотрите картосхему, на которой изображен территориальный раздел Латвии  между разными государствами в период с 1829 по 1721 год, и пояснения! Из предложенных пояснений выберите 4 правильных и впишите их  в картосхему!

Пояснения:

Государство Ливонского ордена; Курляндско-Земгальское герцогство; Шведская Видземе; Курземское епископство; округ Пилтене; Рижское архиепископство; государство Ерсика; Бандава; Польско-Литовская Латгале; Курляндская губерния в составе России.

История мира

Задание 6 (5 пунктов) Расположите приведенные ниже события из истории Европы и мира в хронологическом порядке. В пустые клетки впишите порядковые буквы соответствующих событий!

А- Революция в Англии и диктатура Кромвеля
В - Германия, Австро-Венгрия и Италия основывают Тройственный Союз
С - Образование государств Финляндии, Эстонии, Литвы, Польши и Чехословакии
D - Советско-финская война (Зимняя война)
Е - "Перестройка" и эра М. Горбачева в СССР
F - Реформация в Германии

—>

—>

—>

—>

—>

 

Задание 7 (6 пунктов) В первой колонке приведены значительные события из истории Европы м мира, а во второй - в смешанном порядке даны последствия этих событий. Ваша задача -связать события с соответствующими последствиями, вписывая в пустые клетки нужные буквы! (Внимание, количество приведенных во второй колонке последствий на одно больше!)

 

Образование и развал державы Александра Македонского

 

А  Венский конгресс и образование в Европе т. н. Венской системы

Великое переселение народов

 

В  Раздел Европы на сферы влияния

Раздел франкской империи

 

С  Движение зеленых в Европе

Завоевание конкистадорами государств ацтеков и инков в Америке

 

D  Развал Римской империи

Падение империи Наполеона

 

E   Начало существования средневековых государств Франции, Германии, Италии

Встреча руководителей Великобритании, США и СССР в Ялте и Потсдаме

 

F   Формирование эллинской культуры и образование-эллинских государств в Азии

   

G   Вливание серебра в Европу "революция цен"

Задание 8 (6 пунктов) Разъясните понятие "миграция"_____________________________

Приведите по одному примеру миграции в каждый исторический период

Доисторический период________________________
Древнее время________________________________
Средневековье________________________________
Новое время__________________________________
Новейшее время (XX век)_______________________

Задание 9 (3 пункта) Внимательно изучите картосхему, на которой изображены изменения в Восточной Европе в результате Второй мировой войны!

Расшифруйте изображения 1, 2 и 3 на картосхеме!

1_____________________________________________
2_____________________________________________
3_____________________________________________

ЧАСТЬ В

Внимательно изучите исторические источники А, В, С, D, E и F! (здесь и  далее)

Президент Карлис Улманис
закладывает фундамент
Кегумской силовой станции
22 мая 1937 г.(Фото из прессы)

15 мая 1934 г. Картина Людольфа Либерта

Внимательно прочтите все вопросы и письменно ответьте на них!
1. Назовите источники, которые только восхваляют авторитарный режим в Латвии! (3 пункта)

2. Назовите источник, который только критикует авторитарный режим в Латвии! (1 пункт)

3. Назовите источники, в которых авторитарный режим оценивается неоднозначно! Какими приемами пользовались авторы источников, чтобы показать свое отношение к режиму Улманиса? (5 пунктов)

4. Как в источниках А и В характеризуется роль Карлиса Улманиса в жизни государства? (2 пункта)

5. С помощью каких приемов авторы источников А и В попытались достичь своей цели? (2 пункта)

           С

Мнение некоторых латышских историков-эмигрантов о правлении Улманиса

Было бы неверно считать Улманиса фашистским правителем. Он свободно встречается с народом, он сам - один из них. Я видел его в деревне, куда он приехал открывать молочный завод. Люди пели приветственную песню, потом сгрудились вокруг него. Крестьяне жаловались на свои несчастья, а Улманис давал им советы. У него нет телохранителей, и он - единственный правитель в Европе, который никогда не носит униформу.

(Latvijas vēsture, -b. v. 1981, IId.)

[..]Улманис провел широкие реформы во всех областях. Ликвидировал хозяйственный кризис, почти расправился с безработицей и обеспечил рабочим больший заработок. Поставил на надежную основу сельское хозяйство, с помощью гарантированных цен и переустройства рынка обеспечил окупаемость сельскохозяйственного производства. Предотвратил дефицит государственного бюджета и ввел справедливое распределение налогов. [..] Президент Улманис построил свою жизнь, следуя словам Кронвалда: «Высшая моя радость и сильнейшее мое горе - в счастье и печали латышского народа». У него не было собственной личной жизни, потому что все было отдано работе на благо народа.

(J. Labsvīrs. Kārlis Ulmanis. -R., 1997.)

D

Современный латышский историк Айварс Странга - о Карлисе Улманисе

У Улманиса было много общего с остальными лидерами государств Восточной Европы - Пилсудским, Петсом, Сметоной - им было трудно даже представить, что государства, родившиеся благодаря их самоотверженности, не будут их славить вечно. [..] Демократия часто нуждалась в людях другого типа, не таких, которые годились для переломных моментов и борьбы. Смириться с таким быстрым забвением и неблагодарностью великим основателям было невыносимо трудно. Но в Улманисе было что-то особенное, свойственное только ему одному. У него не было никакой другой жизни, кроме общественной, политической. Не было семьи, друзей, он не пил, не курил, не любил веселое общество... вне власти он не мог существовать, и это вступало в непримиримое противоречие с нормальной демократической жизнью. [..]

Улманис мыслил патриархальными эстетическими и этическими, а не хозяйственными категориями. Село для Улманиса - то место, где душа расправляет крылья. [..] Деревня для Улманиса не может быть ни капиталистической, ни социалистической, она - образ его фантазии. В деревне не может присутствовать дух голого капитализма, там дожно быть «сельское хозяйство ради сельского хозяйства...» [..] Улманис требовал субсидированные цены на сельскохозяйственные продукты и протекционизм [..] для разработки образцовых рабочих планов, создания образцовых хозяйств. Улманис не скрывал свою антипатию к городу, торговле и промышленности [..]. Его целью было не повышение продуктивности сельского хозяйства, а сознательное поддержание социально не эффективного хозяйствования на благо социально-политических интересов.

(A. Stranga. LSDSP un 1934. gаdа 15. maija apvērsums. Demokrātijas likteņi Latvijā. -R., 1994.)

E

Фрагменты воспоминаний латышского певца Мариса Ветры о Латвии в период после переворота

15 мая 1934 года.

Латвия расцветала день ото дня. На селе, по обочинам больших дорог появились крыши, покрашенные под черепицу. Это выглядело богато. В небольших городках росли дома и здания школ. В Риге разрастались парки, поднялся величественный дворец суда, большой Дворец финансов, а брусчатая мостовая покрылась асфальтовым одеялом. [..] После «Песни возрождения» в Риге расцвела даже история. С новой гордостью в небо вознеслась башня Св. Петра. [..] А Сейм уже не цвел. Где же вы слышали, чтобы цвели те вещи, которые уже уничтожены и похоронены. О Сейме больше не говорили. Когда Маргерс Скуениекс упомянул Сейм в разговоре с Вождем, ему пришлось тут же оставить пост заместителя президента в мудром правительстве. [..] Даже подумать о Сейме было грешно. [..] После «Песни возрождения» всем было хорошо. [..] Все распускалось, и не было противоречий. То, что не цвело, не видели. Того, кто жаловался, не слышали. Гордая песнь летела над землей. [..] Все цвело, и многие цветы - пахли [..]
    Вождь правил. Это он умел. [..] Вождь честно углубился в демократию и хорошо узнал толпу. [..]
    Жизнь у этого умницы летела так быстро, что лишь для того, чтобы всмотреться и узнать человека, у него не хватило времени. Даже женщину он не успел разглядеть. [..]
    Кaрлис Улманис несомненно был хорошим и очень мудрым человеком, но он не знал, что Вождь себя переоценивает.
    Поэтому многие красивые цветы по-настоящему не пахли.

(М. Vētra. Sestā kolonna. -R, 1990.)

F

Воображаемый диалог двух носителей популярных в народе взглядов или двух «голосов народа» по поводу латвийской истории 20 - 30-х гг. в интерпретации латышского историка-эмигранта Адольфа Шилде.

1-й голос: "Ничего не имею против демократии, вот только Сейм был лишним".
2-й голос: "Демократия же означает правление народа. Пока суверенная власть находилась в руках народа, до тех пор народ сам должен был реализовывать свою волю". [..] Так возник Сейм, и он был ничем иным, как выразителем народной воли". [..]

1-й голос: "Но народ же, по крайней мере большинство, приветствовал перемены 15-го мая."
2-й голос: "Вначале да, потому что ждал от авторитарного правительства полезных преобразований жизни государства и обещанную конституцию. Последнюю президент Ульманис все-таки не хотел давать, сохраняя с своих руках монопольную власть. [..] Ульманис и сам начал понимать, что большинство людей не на его стороне, поэтому избегал любых выборов."

1-й голос: "Народного Вождя и тогда везде чествовали и проявляли к нему всяческое уважение."
2-й голос: "[..] вместе с культом вождя расцветало подхалимство и лесть, бросали цветы к ногам Вождя [..]."

1-й голос: "Все-таки сильная рука, единовластие, Вождь был лучше Сейма и партий".
2-й голос: "Если правительство, законодательная власть и право сосредоточены в одних руках - это диктатура. Во всяком случае превращается в диктатуру, если не народ выбирает руководителей государства, а сами руководители назначают себя и хозяйничают без какого бы то ни было контроля". [..]

1-й голос: "Но нельзя же отрицать, что Народный Вождь и правительство хотели только хорошего [..]"
2-й голос: "Тогда то же самое надо сказать про Сейм и народных избранников. Они ведь тоже не хотели делать ничего плохого [..]".

1-й голос: "В конце концов, все, о чем мы сегодня говорили, принадлежит прошлому. Давай лучше  радоваться всему, что дали 22 года независимости".
2-й голос: "Нечего возразить. Действительно все годы независимости Латвии, какие бы они ни были, дали латышскому народу самую большую радость, обеспечили благосостояние и возможность национальной жизни. Это были самые светлые годы латвийской истории".

(A.Šilde. Pirmā republika. -R. 1993.)

6. Назовите 10 исторических фактов об Улманисе и его режиме, используя информацию, данную в источниках С, D, Е и F! (10 пунктов)___________________________________________

7. На основании источников С, D, Е и F приведите вопросы, по которым различаются мнения и оценки Карлиса Улманиса и его режима! (3 пункта)_______________________________

8. Приведите 5 утверждений из источника F. с которыми Вы согласны или не согласны. Обоснуйте выбор каждого утверждения! (10 пунктов)__________________________________

9. Какие события истории Латвии XX века заставили владельцев 1-го и 2-го голосов прийти к компромиссу, описанному в конце диалога? (4 пункта)_____________________________

10. Назовите 5 различных видов исторических источников, которые Вы хотели бы иметь, чтобы получить более полное представление о Латвии времен К. Улманиса 1934-1940 гг.! (5 пунктов)________________________________________________________________

 

ЧАСТЬ С

Выберите одну из следующих тем и напишите обсуждение темы объемом около 200 слов!

1.   Один  из теоретиков  коммунистических идей ХIХ века - Карл  Маркс - считал,  что революции - локомотивы истории, которые развивают положительную энергию народных масс. Его оппонент Эдуард Бернштейн, напротив, подчеркивал, что революция - это катастрофа для любого общества и сословия, так как она приводит к насилию, требует огромных жертв и деградирует общество. Опираясь на свои знания по истории Латвии и мира, изложите свой взгляд на данную проблему.

2.   «Люди,   которым   принадлежит   неограниченная   власть   и   которые   не   подчиняются демократическому контролю, привыкают чувствовать себя никогда не ошибающимися, существующими   неизмеримо   выше   остальных,   привыкают   к   вседозволенности   и переоценивают   свои   возможности.»   (русский   историк   и   писатель   Д.   Волкогонов) Опираясь на свои знания по истории Латвии и мира, изложите свой взгляд на данную проблему.

3.   Английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) пришел к выводу, что история всех цивилизаций - это замкнутый процесс: они рождаются, развиваются, приходят в упадок, разрушаются и погибают. Опираясь на свои знания по истории мира, изложите свой взгляд на данную проблему.

 

Hosted by uCoz