ЧАСТЬ А
|
История Латвии
Задание 1 (5пунктов). Расположите приведенные ниже события истории Латвии в хронологической последовательности. В пустые квадраты впишите букву соответствующего события!
А - Епископ Альберт основывает Ригу и Орден меченосцев
В - Признание Латвийской Республики De Jure
С- Жизнь и деятельность Курляндского герцога Эрнста Бирона
D - Принятие Латвии в Совет Европы
Е - Котрреформация в Видземе и Латгале
F - Включение Курляндского герцогства в состав Российской империи
|
—>
|
—>
|
—>
|
—>
|
—>
|
|
Задание2(6пунктов). Напишите напротив приведенных ниже событий из истории Латвии буквы хронологически и исторически соответствующих им событий из истории Европы и мира! (Внимание, количество фактов, приведенных во второй колонке, на одно событие больше!)
|
1) Походы викингов в Курсу и Земгале
|
|
А Просвещение в Европе
|
2)Валтер Плетенберг объявляет в Риге свободу вероисповедания |
|
В "Революция цен" в Западной Европе в конце средних веков - начале Нового времени
|
3)Увеличение экспорта зерна и лесоматериалов из Ливонии |
|
С Реформации, в Германии
|
4)Деятельность Иоганна Готфрида Гердера в Риге и Видземе |
|
D Падение коммунистического режима в Центральной и Восточной Европе
|
5)СССР вторично оккупирует Латвию
| |
Е Скандинавы колонизируют Исландию, Гренландию и появляются в Северной Америке
|
6)«Третья атмода» (возрождение)в Латвии | |
F Наступление Красной Армии на Восточном фронте во время второй мировой войны
|
|
|
G Американские астронавты высаживаются на Луне
|
Задание 3 (4 пунктa) Поставьте знак «+» напротив верных утверждений и «-» напротив неверных!
|
Ливы принадлежат к финно-угорской этнической группе.
|
|
Латышей связывает с эстонцами общее этническое происхождение, а с литовцами - похожая история.
|
|
Среди других требований латышских революционеров в 1905-1907 годах были и требования национального характера.
|
|
Одна из внешнеполитических целей современной Латвии - вступление в Содружество Независимых Государств.
|
|
Задание 4 (6пунктов). Внимательно прочитайте текст.
|
В 1918-м году временный парламент Латвийской Республики - Народный Совет -постановил, что устройство будущего Латвийского государства определит избранное всем народом А, и его избрание должно состояться, как только территория Латвии будет свободна от иностранных войск. Это было возможно лишь после окончания Освободительной войны весной 1920-го года, когда и состоялись выборы А. Наибольшее количество голосов в А получили левая партия В и правая партия С. Вскоре
была разработана D Латвийского государства,
где было сказано, что Латвия является парламентской республикой, был принят также важный для дальнейшего экономического развития Латвии закон о Е реформе. А действовало в течение двух лет, до тех пор, пока в 1922-м году, в соответствии с D не состоялись первые выборы F .Функции А были на этом исчерпаны. В и С как во время первого F, так и во время трех последующих, имели наиболее значительную политическую силу,
и их представителям чаще всего доверяли формирование
правительства.
Какие слова следует вставить вместо букв А, В, С, D, Е , F?
|
А_____________________________________________________
В_____________________________________________________
С_____________________________________________________
D_____________________________________________________
Е______________________________________________________
F______________________________________________________
|
Задание 5 (4 пункта) Внимательно рассмотрите картосхему, на которой изображен территориальный раздел Латвии между разными государствами в период с 1829 по 1721 год, и пояснения! Из предложенных пояснений выберите 4 правильных и впишите их в картосхему!
|
|
Пояснения:
Государство Ливонского ордена; Курляндско-Земгальское герцогство; Шведская Видземе; Курземское епископство; округ Пилтене; Рижское архиепископство; государство Ерсика; Бандава; Польско-Литовская Латгале; Курляндская губерния в составе России.
История мира
Задание 6 (5 пунктов) Расположите приведенные ниже события из истории Европы и мира в хронологическом порядке. В пустые клетки впишите порядковые буквы соответствующих событий!
А- Революция в Англии и диктатура Кромвеля
В - Германия, Австро-Венгрия и Италия основывают Тройственный Союз
С - Образование государств Финляндии, Эстонии, Литвы, Польши и Чехословакии
D - Советско-финская война (Зимняя война)
Е - "Перестройка" и эра М. Горбачева в СССР
F - Реформация в Германии
|
—>
|
—>
|
—>
|
—>
|
—>
|
|
Задание 7 (6 пунктов) В первой колонке приведены значительные события из истории Европы м мира, а во второй - в смешанном порядке даны последствия этих событий. Ваша задача -связать события с соответствующими последствиями, вписывая в пустые клетки нужные буквы! (Внимание, количество приведенных во второй колонке последствий на одно больше!)
|
Образование и развал державы Александра Македонского
|
|
А Венский конгресс и образование в Европе т. н. Венской системы
|
Великое переселение народов
|
|
В Раздел Европы на сферы влияния
|
Раздел франкской империи
|
|
С Движение зеленых в Европе
|
Завоевание конкистадорами государств ацтеков и инков в Америке
|
|
D Развал Римской империи
|
Падение империи Наполеона
|
|
E Начало существования средневековых государств Франции, Германии, Италии
|
Встреча руководителей Великобритании, США и СССР в Ялте и Потсдаме
|
|
F Формирование эллинской культуры и образование-эллинских государств в Азии
|
|
|
G Вливание серебра в Европу "революция цен"
|
Задание 8 (6 пунктов) Разъясните понятие "миграция"_____________________________
Приведите по одному примеру миграции в каждый исторический период
|
Доисторический период________________________ Древнее время________________________________ Средневековье________________________________ Новое время__________________________________ Новейшее время (XX век)_______________________
|
Задание 9 (3 пункта) Внимательно изучите картосхему, на которой изображены изменения в Восточной Европе в результате Второй мировой войны!
|
|
Расшифруйте изображения 1, 2 и 3 на картосхеме!
1_____________________________________________ 2_____________________________________________ 3_____________________________________________
|
ЧАСТЬ В
|
Внимательно изучите исторические источники А, В, С, D, E и F! (здесь и далее)
|
|
Президент Карлис Улманис закладывает фундамент Кегумской силовой станции 22 мая 1937 г.(Фото из прессы)
|
15 мая 1934 г. Картина Людольфа Либерта
|
Внимательно прочтите все вопросы и письменно ответьте на них! 1. Назовите источники, которые только восхваляют авторитарный режим в Латвии! (3 пункта)
2. Назовите источник, который только критикует авторитарный режим в Латвии! (1 пункт)
|
3. Назовите источники, в которых авторитарный режим оценивается неоднозначно! Какими приемами пользовались авторы источников, чтобы показать свое отношение к режиму Улманиса? (5 пунктов)
|
4. Как в источниках А и В характеризуется роль Карлиса Улманиса в жизни государства? (2 пункта)
|
5. С помощью каких приемов авторы источников А и В попытались достичь своей цели? (2 пункта)
|
С
Мнение некоторых латышских историков-эмигрантов о правлении Улманиса
Было бы неверно считать Улманиса фашистским правителем. Он свободно встречается с народом, он сам - один из них. Я видел его в деревне, куда он приехал открывать молочный завод. Люди пели приветственную песню, потом сгрудились вокруг него. Крестьяне жаловались на свои несчастья, а Улманис давал им советы. У него нет телохранителей, и он - единственный правитель в Европе, который никогда не носит униформу.
(Latvijas vēsture, -b. v. 1981, IId.)
[..]Улманис провел широкие реформы во всех областях. Ликвидировал хозяйственный кризис, почти расправился с безработицей и обеспечил рабочим больший заработок. Поставил на надежную основу сельское хозяйство, с помощью гарантированных цен и переустройства рынка обеспечил окупаемость сельскохозяйственного производства. Предотвратил дефицит государственного бюджета и ввел справедливое распределение налогов. [..] Президент Улманис построил свою жизнь, следуя словам Кронвалда: «Высшая моя радость
и сильнейшее мое горе - в счастье и печали латышского народа». У него не было собственной личной жизни, потому что все было отдано работе на благо народа.
(J. Labsvīrs. Kārlis Ulmanis. -R., 1997.)
|
D
Современный латышский историк Айварс Странга - о Карлисе Улманисе
У Улманиса было много общего с остальными лидерами государств Восточной Европы - Пилсудским, Петсом, Сметоной - им было трудно даже представить, что государства, родившиеся благодаря их самоотверженности, не будут их славить вечно. [..] Демократия часто нуждалась в людях другого типа, не таких, которые годились для переломных моментов и борьбы. Смириться с таким быстрым забвением и неблагодарностью великим основателям было невыносимо трудно. Но в Улманисе было что-то особенное, свойственное только
ему одному. У него не было никакой другой жизни, кроме общественной, политической. Не было семьи, друзей, он не пил, не курил, не любил веселое общество... вне власти он не мог существовать, и это вступало в непримиримое противоречие с нормальной демократической жизнью. [..]
Улманис мыслил патриархальными эстетическими и этическими, а не хозяйственными категориями. Село для Улманиса - то место, где душа расправляет крылья. [..] Деревня для Улманиса не может быть ни капиталистической, ни социалистической, она - образ его фантазии. В деревне не может присутствовать дух голого капитализма, там дожно быть «сельское хозяйство ради сельского хозяйства...» [..] Улманис требовал субсидированные цены на сельскохозяйственные продукты и протекционизм [..] для разработки
образцовых рабочих планов, создания образцовых хозяйств. Улманис не скрывал свою антипатию к городу, торговле и промышленности [..]. Его целью было не повышение продуктивности сельского хозяйства, а сознательное поддержание социально не эффективного хозяйствования на благо социально-политических интересов.
(A. Stranga. LSDSP un 1934. gаdа 15. maija apvērsums. Demokrātijas likteņi Latvijā. -R., 1994.)
E
Фрагменты воспоминаний латышского певца Мариса Ветры о Латвии в период после переворота
15 мая 1934 года.
Латвия расцветала день ото дня. На селе, по обочинам больших дорог появились крыши, покрашенные под черепицу. Это выглядело богато. В небольших городках росли дома и здания школ. В Риге разрастались парки, поднялся величественный дворец суда, большой Дворец финансов, а брусчатая мостовая покрылась асфальтовым одеялом. [..] После «Песни возрождения» в Риге расцвела даже история. С новой гордостью в небо вознеслась башня Св. Петра. [..] А Сейм уже не цвел. Где же вы слышали, чтобы цвели
те вещи, которые уже уничтожены и похоронены. О Сейме больше не говорили. Когда Маргерс Скуениекс упомянул Сейм в разговоре с Вождем, ему пришлось тут же оставить пост заместителя президента в мудром правительстве. [..] Даже подумать о Сейме было грешно. [..] После «Песни возрождения» всем было хорошо. [..] Все распускалось, и не было противоречий. То, что не цвело, не видели. Того, кто жаловался, не слышали. Гордая песнь летела над землей. [..] Все цвело, и многие цветы - пахли [..] Вождь
правил.
Это он умел. [..] Вождь честно углубился в демократию и хорошо узнал толпу. [..] Жизнь у этого умницы летела так быстро, что лишь для того, чтобы всмотреться и узнать человека, у него не хватило времени. Даже женщину он не успел разглядеть. [..] Кaрлис Улманис несомненно был хорошим и очень мудрым человеком, но он не знал, что Вождь себя переоценивает. Поэтому многие красивые цветы по-настоящему не пахли.
(М. Vētra. Sestā kolonna. -R, 1990.)
F
Воображаемый диалог двух носителей популярных в народе взглядов или двух «голосов народа» по поводу латвийской истории 20 - 30-х гг. в интерпретации латышского историка-эмигранта Адольфа Шилде.
1-й голос: "Ничего не имею против демократии, вот только Сейм был лишним". 2-й голос: "Демократия же означает правление народа. Пока суверенная власть находилась в руках народа, до тех пор народ сам должен был реализовывать свою волю". [..] Так возник Сейм, и он был ничем иным, как выразителем народной воли". [..]
1-й голос: "Но народ же, по крайней мере большинство, приветствовал перемены 15-го мая." 2-й голос: "Вначале да, потому что ждал от авторитарного правительства полезных преобразований жизни государства и обещанную конституцию. Последнюю президент Ульманис все-таки не хотел давать, сохраняя с своих руках монопольную власть. [..] Ульманис и сам начал понимать, что большинство людей не на его стороне, поэтому избегал любых выборов."
1-й голос: "Народного Вождя и
тогда везде чествовали и проявляли к нему всяческое уважение." 2-й голос: "[..] вместе с культом вождя расцветало подхалимство и лесть, бросали цветы к ногам Вождя [..]."
1-й голос: "Все-таки сильная рука, единовластие, Вождь был лучше Сейма и партий". 2-й голос: "Если правительство, законодательная власть и право сосредоточены в одних руках - это диктатура. Во всяком случае превращается в диктатуру, если не народ выбирает руководителей государства, а сами руководители назначают себя и хозяйничают без какого бы то ни было контроля". [..]
1-й голос: "Но нельзя же отрицать, что Народный Вождь и правительство хотели только хорошего [..]" 2-й голос: "Тогда то же самое надо сказать про Сейм и народных избранников. Они ведь тоже не хотели делать ничего плохого [..]".
1-й голос: "В конце концов, все, о чем мы сегодня говорили, принадлежит прошлому. Давай лучше радоваться всему, что дали 22 года независимости". 2-й голос: "Нечего возразить. Действительно все годы независимости Латвии, какие бы они ни были, дали латышскому народу самую большую радость, обеспечили благосостояние и возможность национальной жизни. Это были самые светлые годы латвийской истории".
(A.Šilde. Pirmā republika. -R. 1993.)
|
6. Назовите 10 исторических фактов об Улманисе и его режиме, используя информацию, данную в источниках С, D, Е и F! (10 пунктов)___________________________________________
|
7. На основании источников С, D, Е и F приведите вопросы, по которым различаются мнения и оценки Карлиса Улманиса и его режима! (3 пункта)_______________________________
|
8. Приведите 5 утверждений из источника F. с которыми Вы согласны или не согласны. Обоснуйте выбор каждого утверждения! (10 пунктов)__________________________________
|
9. Какие события истории Латвии XX века заставили владельцев 1-го и 2-го голосов прийти к компромиссу, описанному в конце диалога? (4 пункта)_____________________________
|
10. Назовите 5 различных видов исторических источников, которые Вы хотели бы иметь, чтобы получить более полное представление о Латвии времен К. Улманиса 1934-1940 гг.! (5 пунктов)________________________________________________________________
|
ЧАСТЬ С
|
Выберите одну из следующих тем и напишите обсуждение темы объемом около 200 слов!
|
1. Один из теоретиков коммунистических идей ХIХ века - Карл Маркс - считал, что революции - локомотивы истории, которые развивают положительную энергию народных масс. Его оппонент Эдуард Бернштейн, напротив, подчеркивал, что революция - это катастрофа для любого общества и сословия, так как она приводит к насилию, требует огромных жертв и деградирует общество. Опираясь на свои знания по истории Латвии и мира, изложите свой взгляд на данную проблему.
2. «Люди, которым принадлежит неограниченная власть и которые не подчиняются демократическому контролю, привыкают чувствовать себя никогда не ошибающимися, существующими неизмеримо выше остальных, привыкают к вседозволенности и переоценивают свои возможности.» (русский
историк и писатель Д. Волкогонов) Опираясь на свои знания по истории Латвии и мира, изложите свой взгляд на данную проблему.
3. Английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) пришел к выводу, что история всех цивилизаций - это замкнутый процесс: они рождаются, развиваются, приходят в упадок, разрушаются и погибают. Опираясь на свои знания по истории мира, изложите свой взгляд на данную проблему.
|
|