ЧАСТЬ А

История Латвии

Задание 1 (8пунктов). Расположите приведенные ниже события истории Латвии в хронологической последовательности. В пустые клетки впишите букву соответствующего события!

А - Национальное меньшинство балтийских немцев покидает Латвию

В - Деятельность Ордена меченосцев

С- Поездка в Курсу исландского викинга Эгила Скалагримсона

D - Принятие Латвийской Республики в Лигу наций

Е - Жизнь и деятельность курляндского герцога Екаба

F - Движение латышской интеллигенции "Jaunā strāva"

G - Принудительная коллективизация крестьянских хозяйств

Н - Календарные волнения в Риге

I - Отмена крепостного права в Курземе и Видземе

 

—>

—>

—>

—>

—>

—>

—>

—>

 

 

Задание2(8пунктов). Напишите напротив приведенных ниже событий из истории Латвии буквы хронологически и исторически соответствующих им событий из истории Европы и мира! Внимание, количество фактов, приведенных во второй колонке, на одно событие больше!

1) Крестовые войны в древней Латвии  

А Просвещение в Европе

2) Погромы икон в ливонских городах   

В "Революция цен" в Западной Европе в конце средних веков - начале Нового времени

3) Образование усадеб и крепостного права  

С Реформации, в Германии

4) Деятельность Гарлиба Меркеля в Видземе   

D Падение коммунистического режима в Центральной и Восточной Европе

5) Отмена крепостного права в Латгале   

Е Продвижение немцев на восток в период средневековья

6) Формирование батальонов латышских стрелков  

F Советско-финская (Зимняя) война

7) Первый год военных баз Красной Армии в Латвии  

G Первая мировая война

8) Восстановление независимости Латвийской Республики   

H Дача вольных крестьянам в России

    

 I "Сексуальный скандал" президента США Билла Клинтона

Задание 3(6пунктов). Внимательно изучите картосхемы истории Латвии! Под каждой  картосхемой впишите букву соответствующего ей названия.

А - Этнический раздел, IX - XIII вв.

В - Направления нападений крестоносцев, XIII -й в.

С - Ливонские государства, XIII - XVI вв.

D - Раздел территории после Ливонской войны

Е - Раздел территории после Алтьмаркcкого перемирия 1629 г,

F - Нападение немецкой армии во время первой мировой войны

 

Задание 4 (6пунктов). Внимательно прочитайте текст.

 

17 ноября 1918 года представители политических партий Латвии собрались в Риге и основали А, который взял на себя функции временного парламента, на следующий день, 18 ноября, была провозглашена В как независимое и демократическое государство. Главой сформированного временного правительства стал С. Однако в связи с нападением Красной Армии возглавляемому С правительству совместно с частями немецкой армии пришлось отступить в город D, находящийся в Курземе. На большей части территории Латвии была провозглашена Советская республика, во главе которой стоял Е. Генералу немецкой армии Р. фон дер Гольцу не нравилась политическая ориентация правительства В и его главы С на страны Антанты, представители которой прибыли в D, поэтому в апреле 1919 года немцы организовали переворот против возглавляемого С правительства. Двое министров были арестованы, а остальным, также как и самому С, удалось найти укрытие на судне "Саратов" в порту D. По инициативе Р. фон дер Гольца было ораганизовано пронемецкое латвийское правительство, возглавляемое священником и писателем F; таким образом, к весне 1919 года в Латвии существовало три взаимно враждебно настроенных правительства, которыми руководили С, Е и F.

 

Какие слова следует вставить вместо букв А, В, С, D, Е , F?

А_____________________________________________________

В_____________________________________________________

С_____________________________________________________

D_____________________________________________________

Е______________________________________________________

F______________________________________________________

Задание 5(5пунктов).Внимательно изучите схему политического устройства Латвийской Республики!

1) Объясните данные обозначения:

А___________________________________

В___________________________________________

С___________________________________________

2) На схеме политического устройства Латвийской Республики обведите ту институцию государственного устройства, которая была ликвидирована после переворота 15 мая 1934 года, совершенного К.Улманисом.

 

История мира

Задание 6 (8пунктов). Расположите приведенные ниже события истории Европы и мира в  хронологической последовательности. В пустые квадраты впишите порядковую букву соответствующего события!

А - "Холодная война"

В - Великая французская революция

С - Образование США

D - Прусское королевство объединяет Германию

Е - Изобретение автомобиля с двигателем внутреннего сгорания

F - Великое переселение народов и образование королевств варваров

G - Атомная бомбардировака Хиросимы и Нагасаки

Н - Повторное объединение Германии (объединение ГДР и ФРГ)

I - Великие географические открытия

—>

—>

—>

—>

—>

—>

—>

—>

 

 

Задание 7(3пункта). Подчеркните верные утверждения!

А - Первая мировая война началась с конфликта между Сербией и Австро-Венгрией

В - Во время первой мировой войны Польша, Эстония и Финляндия сохраняли статус нейтральных государств

С - Экономический кризис в период между двумя войнами вызвал рост тенденций авторитаризма в странах Центральной и Восточной Европы

D - На Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях США, Великобритания и СССР договорились об образовании блоков НАТО и Варшавского договора

Е - Куба и Северная Корея (КНДР) были первыми из стран т.н. мировой социалистической системы, которые смогли свергнуть коммунистический режим.

F - При расширении НАТО в первую ее очередь включены Польша, Чехия и Венгрия.

 

Задание 8(6пунктов). Которые из нижеследующих исторических понятий больше всего ассоциируются с: А - доисторическим периодом, В - древними временами, С -средневековьем, D - новым временем, Е - новейшим временем (XX век). В пустые квадраты впишите соответствующие буквы!

1)  Гильдия

   

4) Фараон

   

2)  Мезолит

   

5) Феод

   

3)  Просвещенный абсолютизм

   

6)  Неофашизм

   

Задание 9(4пункта). Внимательно изучите политические карты Европы А и В!

Из 6 предложенных выберите два правильных названия карт. В соответствующем квадратике впишите А или В.

1.  Варварские государства в Европе V - VIII вв.

   

2.  Европа в период Франкской империи IХ в.

   

3.  Европа в период реформации и контрреформации XVI - XVII вв.

   

4.  Европа во 2-й половине ХIХ в. - начале XX в. (до первой мировой войны)

   

5.  Европа в период между войнами, 1918- 1939 гг.

   

6.  Современная Европа

   

ЧАСТЬ В

 

Внимательно прочитайте тексты А, В, С, D и изучите карикатуру!

 

A.  Фрагменты воспоминаний советского дипломата и министра иностранных дел А. Громыко о возведении Берлинской стены 12-13 августа 1961 года.

Западные державы не проявляли желания к решению германской проблемы или к урегулированию в Западном Берлине. Отвергая советские предложения, они, наоборот, увеличивали свою военную мощь, игнорируя важные международные соглашения, ставившие преграду германскому милитаризму. Правительства стран Варшавского пакта обратились к правительству и трудящимся Восточной Германии с призывом поставить на границе с Западным Берлином надежные сооружения, преградив путь подрывной деятельности против стран социалистического содружества, и обеспечить надежную безопасность и эффективный контроль вокруг всей территории Западного Берлина, включая его границу с Восточным Берлином.
(Громыко А. "Воспоминания", 1989)

 

B.  Официальное обоснование возведения Берлинской стены, преподававшееся в школах СССР

Подрывные силы, действующие в Федеративной Республике Германии, в течение долгого времени безнаказанно использовали открытую границу между Демократической Республикой Германии (ГДР) и Западным Берлином, чтобы пошатнуть основы социализма. Они засылали своих агентов, вывозили из ГДР дефицитные товары и т.д. 13 августа 1961 года правительство ГДР стало контролировать границу с Западным Берлином, оградив таким образом от внешних нападений завоевания социализма и мирный труд своих граждан.
(История новейших Времен для 11-го класса. 1979)

 

C.  Взгляд стран Западной Европы и Соединенных Штатов Америки на берлинский анклав

Берлинский анклав (т.е. ситауция, когда часть одного государства окружена другим государством) был недопустимым для Востока из-за того оскорбления, каким являлся для коммунистического Востока Западный Берлин. Он был сияющим передовым постом капитализма, сравнительно фешенебельным, преуспевающим., полным энергии. Соединенные Штаты вложили 600 миллионов долларов в западный Берлин. Западная Германия также внесла весомый вклад, чтобы сделать из него яркий пример нашего образа жизни. (...) Экономические сравнения были достаточно невыгодными, а сравнение личных свобод в Западном Берлине и жестко регламентиированного полицейского контроля вокруг него было вообще вопиющим. Этот контраст приводил к тому, что каждый год 300 000 восточных немцев исчезало в Западном Берлине, откуда их самолетами перевозили в Западную Германию. Большинство из них были молодые: талантливые, образованные и преуспевающие в своем деле люди - такой "утечки мозгов" нельзя было долго выдержать. (...) С 1949 года 3 миллиона убежало через берлинскую отдушину, и население шло на убыль. Этот магнит действовал постоянно. Западный Берлин также являлся местом сосредоточения величайшего сочетания шпионских агентов, когда-либо собранных в одном месте. Это была невероятная удача - иметь возможность выполнять все задания современных агенств разведки, находясь на 110 миль в глубь "вражеской" территории. Такое же преимущество выпало на долю западных радиостанций и других средств пропаганды. Из-за всех этих причин западный Берлин виделся как глубокая незаживающая язва, которую по возможности следует удалить. (...)
(Перевод из английских экзаменационных материалов)

 

D.  Иронические заметки путешественника-латыша о путешествии из СССР в Западный Берлин и ФРГ в 1989 году. Заметки опубликованы в том же году в журнале "Avots".

(...) Вполне заметно, что уже некоторое время вагонная проводница слегка нервничает. Всем оставаться на своих местах! Напряженные лица, полные чувства долга. Где и когда вы получили паспорт? Отвечать надо немедленно, иначе решат, что я сам его нарисовал. Но речь путается, и нет настоящей уверенности, что мне поверят. Всем выйти из купе (...)Таможенный контроль. Золото драгоценности предметы искусства? (...) Про рукописи и книги никто ничего не спрашивает. Ими заинтересуются, когда я вернусь. (,,.) До момента пересечения границы Федеративной Республики Германии эта процедура, с небольшими нюансами, но не меняясь в главном, повторится еще как минимум семь раз. (...) В Восточном Берлине, столице дружественной ГДР, мне приходится открывать чемодан, чтобы, зарывшись в него до самого дна, вытащить килограммовый альбом латышской живописи, дабы убедить в том, что это на самом деле книга, а не обойма пулемета, заряженная боевыми патронами (...). Увидев, что книга проверяющего совсем не интересует, я пришел к выводу, что логика этого мероприятия заключена единственно в создании мне неудобств. Не понимаю, откуда в них такая ненависть ко мне. (...)

Западную границу я ждал с чисто спортивным интересом. Приготовил документы и замаскировался в настороженность. Однако на пограничной станции ничего не произошло. Абсолютно ничего. Только две кокетливые девушки на перроне проштемпелевывали бог знает какие бумаги. Наверное, таможенницы. (...) Заходит контролер и проверяет билеты. Все. (...) Меня охватывает странное чувство. Хоть что-нибудь спросили бы (...) - может я агент коминтерна с полным чемоданом соответствующей литературы. Позднее в Мюнстере, Кельне и Бонне я увидел, что все это можно купить на месте сколько душе угодно - и утопическую, и коммунистическую литературу (...). Поэтому нет никакой необходимости везти все это из такой дали.
(A. Kļavis. Ir tikai nākotnes cerības, // Avots,1989., Nr. 6)

На чертеже написано "Das gemeinsame Haus" (Общий дом) (Из "Beitrage Zur Historischen Sozialkunde" Nr. 2 / 96)

Письменно ответьте на вопросы!

1.  Назовите различные мнения, высказанные в текстах А, В и С, о причинах возведения Берлинской стены! (8пунктов)

2. Объясните, почему трактовка событий, поданная в текстах А и В, отличается от мнения, выраженного в тексте С? (8пунктов)

3.   Что   общего   во   взглядах,   высказанных   в   текстах   А,   В   и   С,   на   причины возведения Берлинской стены? (5пунктов)

4.  Которое из трех мнений, выраженных в текстах А, В и С, и каким образом косвенно подтверждает текст D и карикатура? (11 пунктов)

5.  Которая из предложенных в текстах версий о функциях Берлинской стены кажется Вам наиболее вероятной? Обоснуйте свое мнение! (10пунктов)

6.  Какую еще информацию, кроме предложенной, Вы хотели бы получить, чтобы создать более полное представление о проблеме Берлинской стены? (5пунктов)

7.  Объясните, какие проблемы, существовавшие в 1988 году, пытался изобразить автор карикатуры? (5пунктов)

8.  Какие особенности  советского режима описаны в тексте D? (5пунктов)

9.  Приведите догмы  советской  пропаганды,   над которыми   иронизирует автор текста D! (8 пунктов)

10.  Какие выводы Вы можете сделать о политической цензуре в Латвии во время написания текста D? (5пунктов)

 

ЧАСТЬ С

 

Используя полученные знания по истории, напишите аргументированное эссе примерно на 400 слов на одну из предложенных тем! (30 пунктов)

 

 •  "Цель всех войн - мир" (Св. Августин).
Изложите свои мысли по поводу этого утверждения Св. Августина.

 • Опишите и проанализируйте проблемы, которые возникли у правительств, народов, национальных меньшинств и отдельных людей стран Европы в результате изменений границ, сделанных в XX веке.

 • Насколько обоснована, по Вашему мнению; мысль о том, что сегодня европейское общество расколото больше, чем после второй мировой войны?

 • Может ли опыт Латвийской Республики 20-30-х гг. служить образцом для решения современных проблем Латвии?

 

Hosted by uCoz