ЧАСТЬ 1
|
ИСТОРИЯ ЛАТВИИ
Задание 1 (5пунктов). Расположите приведенные ниже события истории Латвии в хронологической последовательности. В пустые клетки впишите букву соответствующего события!
А - по проектам Растрелли построены Рундальский и Елгавский замки.
В - строительство каменного замка и церкви в Икшкиле.
С- некий датский торговец эпохи викингов приказал построить деревянную церковь в Курземе.
D - начало строительства церкви св. Петра и Домского собора в Риге.
Е - в Риге восстановлен Дом черноголовых.
F - строительство Плявиньской ГЭС.
|
—>
|
—>
|
—>
|
—>
|
—>
|
|
2. uzdevums. (7 punkti) Внимательно прочитайте текст.
После длительного мирного периода в середине 16 века обострились отношения между Ливонскими государствами и А. На троне А в то время находился деспотичный и трудно прогнозируемый В. Он обвинял государства Ливонии в том, что они, мешают отношениям А с Западной Европой, ограничивают влияние православной церкви и не платят полагающуюся А дань. По приказу В в начале 1558 года войско А вторглось в Ливонию. Войско государств Ливонии не могло серьезно ему
противостоять, поэтому было вынуждено искать помощи у своего южного соседа С. В войну вступила также D и северное соседнее государство Е, однако это не смогло предотвратить политического развала Ливонии. В 1561 году было решено ликвидировать самое большое из Ливонских государств - F. На его бывших территориях на левом берегу Даугавы было образовано вассальное государство G, подчиненное D и С. Правителям D и С были также подчинены территории к северу
от Даугавы. В свою очередь, в Северной Эстонии власть укрепила Е. Так перестала существовать Ливонская конфедерация. А продолжала военные действия на территории Ливонии, однако столкнулась с серьезным сопротивлением. В начале 80-х годов 16 века D,C и Е перешли в наступление, и А проиграла войну. Вскоре после этого В умер. Бывшие территории Ливонии поделили между собой D,C и Е.
Какие слова должны стоять вместо букв А, В, С, D, E, F и G?
|
A |
D |
B |
E |
C |
F |
|
G |
3. uzdevums. (6 punkti) Соотнесите события истории Латвии и мировой истории. Запишите соответствующие буквы в |__|. (Внимание! Во втором столбике число упомянутых событий на одно больше)
|
1) Битва при Сауле
|
|
А Возникновение авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы
|
2) Редукция имений в Видземе
|
|
В Создание Версальской системы в Европе
|
3) «Новое течение»
|
|
С Распад СССР
|
4) Провозглашение независимого Латвийского государства
|
|
D Социал-демократическое движение в Европе
|
5) Переворот К. Ульманиса
| |
Е Шведское господство в Северной Европе
|
6) Восстановление государственной независимости Латвии
|
|
F Раздел сфер влияния после Второй мировой войны
|
|
|
G Крестовые войны на Ближнем Востоке и Восточной Балтии
|
4. uzdevums. (4 punkti) Отметьте «+» верные утверждения, «-» -неверные.
|
1. Древние финно-угры появились на территории Латвии раньше индоевропейцев.
|
|
2.Рига была административным центром всего Ганзейского союза.
|
|
3. XVII век в истории Латвии принято называть «шведскими временами», так как вся территория Латвии входила в состав Шведского государства.
|
|
4. В конце XIX - начале XX века Лифляндская губерния была самой промышленно развитой среди всех Балтийских губерний.
|
|
5. uzdevums (3 punkti) Внимательно изучите картосхему с изображением территориально-административного деления Латвии в конце XVI века. Из предложенных пояснений выберите 3 верных и впишите их в картосхему.
|
|
Пояснения: Ерсика; Задвинское герцогство; Талава; Латвийская ССР; Курземско-Земгальское герцогство; Лифляндская губерния; государство Ордена Меченосцев; Бандава; Курляндская губерния; бывшее Курземское епископство (позже Пилтенская область); Рижское архиепископство; владения викингов.
|
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
|
6. uzdevums. (5 punkti) Расположите приведенные ниже события в хронологическом порядке. Запишите соответствующие буквы в | |.
|
А - просвещенный абсолютизм в Европе.
|
В - первые парламенты в Европе.
|
С - первые восточные деспотии.
|
D - коммунистический тоталитаризм.
|
Е - античная демократия.
|
F - возникновение абсолютизма.
|
—>
|
—>
|
—>
|
—>
|
—>
|
|
7. uzdevums. (4 punkti) Напишите одно изобретение или научное открытие в соответствии с каждым из исторических периодов.
|
Доистория и древний мир___________________________________
|
Средние века______________________________________________
|
Новое время_______________________________________________
|
Новейшее время (XX век)____________________________________
|
8. uzdevums. (11 punkti) Внимательно изучите картосхемы. Ответьте на вопросы.
|
|
Европа до 1989 года
|
Европа после 1989 года.
|
1. Какие 3 территориальные изменения произошли в Восточной Европе 80-90 г. XX века?
|
2. Перечислите 3 причины, по которым произошли эти изменения.
3. Напишите, какие 5 государств восстановили свою независимость или образовались в Европе в начале 90-годов XX века.
|
9. uzdevums (5 punkti) Укажите 5 проблем, которые сохранились в Европейских международных отношениях в конце XX- начале XXI века.
|
ЧАСТЬ 2
|
Внимательно прочитайте источники А, С, D, Е, F, G, изучите В, прочитайте все вопросы и письменно ответьте на них.
|
Источник А
Компьютерная энциклопедия «Tilde» о младолатышском движении.
Младолатышское движение - общественно-национальное движение в Латвии во второй половине XIX века. После Венского конгресса (1814 IX - 1815 VI), который произошел после разгрома Наполеона I, как протест против правящих реакционных направлений появляются национальные движения, называющие себя «младо» - (младонемцы, младочехи). По этому примеру деятели латышского национального возрождения начинают именовать себя младолатышами. Так в середине века появилось движение, которое подчеркивало
свою латышскость. Для популяризации своих идей младолатыши в конце 50-х годов XIX века использовали газету "Mājas Viesis"(редактор А. Лейтан) и издававшийся Ю. Алунаном сборник статей «Sēta, daba, pasaule» (1359 - 1860), в которых для латышей требовались такие же права, как и для других народов. Особое внимание младолатыши уделяли образованию, народному просвещению. Кр. Валдемар, Кр. Барон и Ю. Алунан в Петербурге организовали газету «Pēterburgas Avīzes», имевшую
большое значение
для расширения кругозора латышей и критики привилегий немецких дворян. Особенно значимыми были сатирические приложения к газете («Dzirkstele» и «Zobugals»): ставшие родоначальниками латышской политической сатиры. Младолатыши чувствовали острое противодействие с немецкой стороны. Однако надо признать, что у младолатышей не было настоящей поддержки среди латышского народа, к тому же многие из них наивно верили, что у латышей должен быть общий путь с Россией, объединение с ее культурой. Обоснованы
также упреки критиков младолатышей в том, что их движение нередко вдохновлялось и финансово поддерживалось государственными учреждениями Российской империи, которым была выгодна такая оппозиция балтийским немцам в Балтийских губерниях.
(Datorenciklopēdija "Tilde", 1998.)
Источник В
Газета «Pēterburgas Avīzes». Титульный рисунок.
|
«Pēterburgas Avīzes» писала о естествознании, философии, истории, мировой политике. Значительное место отводилось латышскому языку, культуре, вопросам образования.
|
Источник С
Юрис Алунан о значении образования и латышского языка.
Иной латышский отец старался внушить своему баловню уже с малых лет, что латыши глупые, последние люди, с которыми стыдно водиться. Придет такой сынок в школу, научится говорить по-немецки и - что вы думаете - что он делает? Он говорит: «Я — немец!» [..] Поэтому наш совет такой: храните язык своих отцов с честью и уважением, и ваша жизнь будет благополучной. Потому что если сам себя не уважаешь, то и другие уважать не будут. К тому же не относитесь пренебрежительно к другим иностранным
языкам, особенно к изучению немецкого языка, но, выучив его, не стесняйтесь быть настоящими латышами. Тогда латыш на своего брата и соотечественника, что вышел в свет, больше не будет смотреть с подозрением, а будет гордиться тем, что из них ученые, знаменитые люди появляются, тогда ученые латыши своих братьев по народу не будут чуждаться, а постараются вести к свету, к знаниям. Тогда знания тоже среди латышей возрастут со всею силою и мощью, тогда латыши будут уважаемы и теми, кто теперь старается их только
унизить, и в конце концов исчезнут те придуманные сказки, что все латыши должны быть крестьянами. Уже сейчас многие из латышей - господа, со временем еще больше будет [..].
("Mājas Viesis" 1858. g., nr. 19.)
Источник D
Взгляды Кришьяна Валдемара на будущее латышей.
Латвия находится посередине между большой Россией и, учитывая численность населения, довольно большой Германией. И у них (латышей) легко может получиться, благодаря хорошим школам и довольно вольным условиям жизни, выучить оба языка и таким образом стать богатыми и полезными посредниками между этими двумя большими народами, которым в будущем и т.д. еще больше посредников понадобится, чем прежде. Уже в наши дни мы видим, как удается латышам положение посредников. [..]. По-русски латыш может легче
научиться, чем немец, и это легкое обучение является особым благом для латышского народа, который еще больше проявит свою силу, чем до этого, если только учтем это. Конечно же, эту пользу сможет получить только небольшая часть народа, только те, кто сможет выучить несколько языков. Но эта часть в конце концов станет состоятельной, и жизнь всех латышей в известном смысле сильно сможет поддержать [..]. Как видим, той части латышского народа, у которой есть возможность выучить несколько языков, судьба поставила
важные, очень значимые задачи для будущего благополучия -выполняя эти задачи латышский народ не потеряет свою будущность, так как большая часть народа на века останется с языком своей матери, живя в латышском окружении, где не нужен чужой язык и поэтому он вскоре забудется, если его и учили.
("Baltijas Vēstnesis", 1887 g., nr 1.)
Источник Е
Историк 20 - 30-х годов 20 века Александр Грин о младолатышах.
Валдемар - велик, как народохозяйственник, он - переводчик узких идеалов будущего латвийского гражданства и все вопросы рассматривает с позиции материальной пользы. Его можно считать космополитом, поскольку российские дела его интересуют в той же большой мере, как и улучшение условий Балтии. [..]. Он борется против немецких помещиков, как уничтожителей латышской хозяйственной самостоятельности, а не как с
убийцами латышской культуры. Он первым призвал русских на борьбу с балтийскими немцами и считается так называемым основателем российской ориентации, которая принесла латышскому народу столько же бедствий и во многих общественных рядах жива до сих пор. Валдемар - большой политик, [..] но плохой национал-политический стратег [..]. Он первый из народных вождей, кто способствовал эмиграционной политике и указал латышам путь на восток, куда ушли и
утонули в русском болоте многие родившиеся на латышских хуторах. [..]. Народные
вожди (младолатыши) и в начале русификации тоже не понимали, какая опасность угрожает латышам с востока: многие даже восторгаются ходом русификации, радуясь, как она касается немцев [..]. Целям русификаторов способствует наивный оптимизм латышских вождей и вера в святость русских реформ. Многие из вождей сами поощряют русификацию [..].
(A. Grins. Pasaules vēsture. - R.: Grāmatu draugs, 1930.)
Источник F
Современный историк Гинт Апалс о младолатышах.
Младолатыши единственно правильным путем освобождения народа считали проводимые правительством реформы. Это вытекало из симпатий младолатышей идеям западноевропейского либерализма. [..]. Младолатыши широко развернули кампанию по написанию прошений [..]. Чтобы добиться реформ, младолатыши апеллировали к общественной мысли России и Европы. А. Спрагис и Кр. Валдемар публиковали в Германии брошюры, в которых отражали положение крестьян в Балтии и требовали его улучшения. В России младолатыши старались
опираться на (русское) шовинистическое течение - славянофилов, которое выступало против привилегий немецких помещиков в Балтии. [..] Ориентация на русское общество в рамках национального движения появилась как тактическое решение после того, как не удалось найти поддержку в немецкой среде. Младолатыши многократно - как в конце 50-х годов, так и в конце 70-х - искали точки соприкосновения с немецкими либералами, которые в политическом отношении были ближе к идейным источникам младолатышей - западноевропейскому
либерализму и национализму. Однако не сумев добиться уступок помещиков требованиям движения, упор переместили в сторону славянофилов.
(G. Apals. Jaunlatviešu kustība. - R., 1990.)
|
Источник G
Современный историк И. Ронис о младолатышах.
Неуступчивость элиты балтийских немцев вызвала ответную реакцию в национальном движении народов Балтии в виде широких антинемецких настроений. Конечно, для этого были глубокие исторические причины. Статус завoеванных превратил латышей в этнос с неполной социальной структурой. [..]. До середины XIX века у латышей не было своих высших городских слоев, или они были очень ничтожными, в большинстве случаев онемеченными, не было и своего духовенства. Это создало длительную нехватку латышской интеллигенции,
а также огромные трудности на пути ее формирования. Именно малочисленностью интеллигенции и отсутствием традиций политической культуры можно объяснить одностороннюю ориентацию младолатышей на славянофилов и антинемецкую политику Российского правительства, иногда до крайностей старавшихся акцентировать латышскую лояльность.
(I.Ronis. Latvijas izveidošanas vēsturiskie priekšnoteikumi. Latvijas vēstures institūta žurnāls. 1993.g, nr. 3.)
|
1. Какие из информационных источников являются историческими источниками? (3punkti)
2. Какие из информационных источников являются исторической литературой? (4punkti)
3. Назовите 3 печатных издания, в которых младолатыши выражали свои взгляды. (3punkti)
4. Укажите 5 направлений деятельности младолатышей. (5punkti)
5. Используя данные информационных источников и свои знания, перечислите цели деятельности младолатышей.(3 punkti)
6. Почему младолатыши особое внимание уделяли образованию? Укажите источники, в которых об этом говорится.(6 punkti)
7. Почему младолатыши особое внимание уделяли значению латышского языка? Укажите источники, в которых об этом говорится. (5punkti)
8. Используя данные информационных источников и свои знания, напишите, какими способами младолатыши старались достичь своих целей.(5 punkti)
9. Изучите титульный рисунок газеты «Pēterburgas Avīzes». Напишите, какие идеи младолатышей в нем отразились. (5 punkti)
10. Укажите, что мешало сближению балтийских немцев и младолатышей. Укажите источники, в которых об этом говорится.(6 punkti)
11. Найдите в источниках и напишите причины, которые способствовали славянофильской (прорусской) ориентации младолатышей.(2 punkti)
12. Используя данные информационных источников и свои знания поясните, почему высказаны столь различные оценки младолатышского движения. (3 punkti)
|
ЧАСТЬ 3
|
(12 punkti) Выберите одну из тем (отметьте "X" в | |) и создайте свой текст-рассуждение до 200 слов. Обоснуйте свое мнение, структурируйте содержание своего сочинения, используйте соответствующие исторические факты и понятия, сделайте выводы.
|
|
1. Памятник как культурно-историческая память народа.
|
|
2. Великие географические открытия - начало нового времени.
|
|
3. Версальская система - гарант мира или повод для новых конфликтов.
|
|
4. Возрастающее влияние женщин - единственное утешение в нашей политической жизни. (О. Уайльд)
|
|
5. Демократизация в Латвии в 90-е годы 20 века - опыт и возможности развития.
|
|
6. В любой эпохе и любом обществе познание истории подчиняется господствующим тенденциям своего времени и места. (А. Дж. Тойнби)
|
|