Часть 1.
|
Задание 1. Запишите исправленные варианты.
|
Словосочетания
|
Правильный вариант
|
Внутри него
|
|
По обоим сторонам
|
|
Не ложи локти на стол
|
|
позво'нит подруге
|
|
Вихляющая/ся походка
|
|
Сахар вперемежку с песком
|
|
Повторить последних два слова
|
|
На некошенном лугу
|
|
Лиричный герой стихотворения
|
|
До двухста нехватает десять
|
|
Конкурс под патронажем президента
|
|
Благие намере'ния
|
|
Оскорбительный ему тон
|
|
Купить втридо'рога
|
|
Полный невежа в математике
|
|
Задание 2. Заполните пропуски в таблице
|
Автор
|
Название произведения
|
Персонаж
|
Жанр
|
Цитата
|
|
|
|
комедия
|
«...собрать бы книги все да сжечь...»
|
А. Пушкин
|
|
|
роман в стихах
|
|
Н. Гоголь
|
«Ревизор»
|
|
|
|
М. Лермонтов
|
|
|
поэма
|
|
И.С.Тургенев
|
|
|
|
«Природа не храм, а мастерская...»
|
Ф. Достоевский
|
|
|
роман
|
|
|
|
|
драма
|
«Человек-вот правда...»
|
А.Чехов
|
|
|
|
|
|
|
|
литературная сказка
|
|
М. Салтыков-Щедрин
|
|
|
|
|
Е. Замятин
|
|
|
|
|
А. Блок
|
|
|
поэма
|
|
М. Булгаков
|
|
|
|
|
В. Набоков
|
|
|
|
|
А. Ахматова
|
|
|
|
|
Часть 2.
|
1. Отметьте в правильные варианты. Интервью - это общение
|
межличностное
|
массовое
|
контактное
|
устное
|
диалогическое
|
монологическое
|
Прочитайте ответы В.В.Набокова на вопросы журналиста. Сформулируйте и запишите вопросы, которые могли быть заданы журналистом. Используйте в них средства установления и поддержания контакта с собеседником (не менее 4).
|
2.______________________________________________________________ 3._______________________________________________________________ У художника нет обязательств перед читателем. В том случае, если между ними нет контакта, либо виноват читатель, либо творчество писателя настолько бездарно, что он не имеет права называться художником.
|
4.__________________________________________________________________ Художник продолжает жить, преодолевая время и пространство. На меня не повлияло ни мое окружение, ни время, ни общество. Как и на всякого настоящего писателя.
|
5.____________________________________________________________________ 6.____________________________________________________________________ 7._____________________________________________________________________ Стиль в литературе должен быть прежде всего ясным, даже когда говорится о чем-то непонятном; он должен стать неповторимым выражением того, что чувствует художник... Для писателя он должен быть предметом постоянного поиска...... Я работаю трудно,
работаю
долго над словом...
Если читателю, в свою очередь, приходится потрудиться - еще лучше. Искусство дается трудно.
|
8.______________________________________________________________________ 9.______________________________________________________________________ Что же касается влияния, оказанного на меня кем-то из писателей, могу сказать, что никто конкретно - ни живой, ни мертвый - на меня влияния не оказал, я никогда не примыкал ни к какому направлению. На самом деле я не принадлежу ни одному континенту. Я курсирующий над Атлантикой челнок; до чего синее там небо, мое собственное
небо,
вдали от классификаций и безмозглых простаков!
|
10._____________________________________________________________________ ...Прежде я писал на своем родном языке и был по-настоящему известным писателем эмиграции. Переселение из роскошного русского дворца в тесную квартирку моего английского напоминало переход из одного темного здания к другому - в беззвездную ночь, во время забастовки факельщиков и изготовителей свечей.
|
11.______________________________________________________________________ Мои романы и рассказы .... не предназначены для развлечения читателя. Некоторые мои сюжеты и миры связаны воедино одним лишь волшебством. |
Часть 3.
|
Задание 1.
|
Прочитайте фрагмент из статьи В. Набокова.
|
1
|
Это он - умный, гениальный читатель - вновь и вновь спасает
|
2
|
художника от гибельной власти императоров, диктаторов, священников,
|
3
|
пуритан, обывателей, политических моралистов, полицейских...
|
4
|
Позвольте мне набросать портрет этого прекрасного читателя. Он не
|
5
|
принадлежит ни к одной определенной нации или классу. Его душой не
|
6
|
может распоряжаться ни один общественный надзиратель или клуб
|
7
|
библиофилов.
|
8
|
Чуткий, заслуживающий восхищения читатель отождествляет себя в
|
9
|
книге с тем, кто задумал и сочинил ее. Настоящий читатель не ищет
|
10
|
сведений о России в русском романе, понимая, что Россия Толстого или
|
11
|
Чехова - это не усредненная историческая Россия, но особый мир,
|
12
|
созданный воображением гения... Ему нравится книга не потому, что она
|
13
|
помогает ему обрести «связи с обществом», а потому, что он впитывает и
|
14
|
воспринимает каждую деталь текста, восхищается тем, чем хотел поразить
|
15
|
его автор, сияет от изумительных образов, созданных сочинителем,
|
16
|
художником, кудесником, магом.
|
17
|
Воистину лучший герой, которого создает великий художник, - это
|
18
|
читатель.
|
1. Сформулируйте и запишите тему статьи.
|
2. Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста.
|
3.Определите стиль текста. Аргументируйте свой выбор.
|
Стиль_____________________________________________________________________
|
Аргументация______________________________________________________________
|
4-6. Соотнесите название стилистического приёма и его определение (запишите цифру . Одно определение - лишнее!). Найдите в тексте (стр. 2) эти приёмы и запишите в таблице № соответствующей строки.
Стилистический приём
|
№ строки
|
Определение
|
|
|
Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются разные понятия.
|
1. Градация
|
__________ |
Фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово содержит усиливающее значение.
|
2. Параллелизм
|
__________ |
Нарушение правильного порядка слов.
|
3. Антитеза
|
__________ |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
|
Задание 2. Прочитайте стихотворение В. В. Набокова и выполните задания.
Слышишь иволгу в сердце моем шелестящем?
Голубою весной облака я люблю,
Райский сахар на блюдце блестящем;
И люблю я, как льются под осень дожди,
И под пестрыми кленами пеструю слякоть.
Есть такие закаты, что хочется плакать,
А иному шепнешь: подожди.
Если ветер ты любишь и ветки сырые,
Божьи звезды и Божьих зверьков,
Если видишь при сладостном слове "Россия"
Только даль и дожди золотые, косые
И в колосьях лазурь васильков,-
Я тебя полюблю, как люблю я могучий,
Пышный шорох лесов, и закаты, и тучи,
И мохнатых цветных червяков;
Полюблю я тебя оттого, что заметишь
Все пылинки в луче бытия,
Скажешь солнцу: спасибо, что светишь.
Вот вся вера моя.
1922 г.
|
1. Отметьте «X» правильный вариант и аргументируйте свой выбор.
Стихотворение представляет собой
внутренний монолог монолог диалог лирического героя.
2. Выпишите из стихотворения слова и словосочетания, которые помогают читателю зрительно представить картину, «нарисованную» лирическим героем (не менее 4). См. образец: пестрая слякоть под пёстрыми кленами. _________________________________________________
|
3. В стихотворении чаще всего повторяется звук _________Такой прием называется____________________. При помощи этого приема создается_______________________
|
4. Выпишите ключевое слово в его разных грамматических формах. Определите грамматические значения. __________________________________________________________________________
|
Форма ключевого слова
|
Грамматические значения (вид, время, лицо)
|
|
|
|
|
|
|
5. Допишите тематические поля.
|
Лирический герой_____________________________________________________
|
Читатель_____________________________________________________________
|
6. Допишите предложение.
|
Текст состоит из (каких?)____________________________________предложений.
|
7. Как связана длина и построение предложений с содержанием стихотворения?
|
8. Отметьте в наиболее подходящий эпиграф к прочитанным текстам.
|
«Высшее наслаждение писателя превратить читателя в зрителя.» В.Набоков.
|
«Книга, как врата мира...» Стефан Цвейг .
|
« Как читать книгу.» Иосиф Бродский
|
«... настоящий читатель, одолеваемый бесчисленными именами и направлениями (чем меньше ценность, тем ярче вывеска), отчаявшись, совсем перестает читать.»М.Цветаева
|
Часть 4.
|
Выберите один из эпиграфов в качестве заглавия для создания своего текста-рассуждения (до 200 слов).
|
Заглавие _________________________________________________________________
|
|