Задание 2. (15 пунктов) На каждый вопрос можно дать только один правильный ответ. Выберите и обведите букву правильного ответа. |
2.1. Универсальный накопитель энергии в клетке
|
A. ДНК. |
B. РНК. |
C. АГФ. |
D Н2О. |
2.2. Эволюция это: |
A. необратимое, историческое развитие живых организмов на Земле;
|
B. обоснование исторического развития живых организмов связи с глобальными катастрофами |
C. представление об изменчивости форм организмов и отдаление от предков; |
D. отрасль биологии, которая описывает имеющиеся и вымершие организмы. |
2.3. Основные этапы развития жизни на Земле |
1. выход растений на сушу. |
2. появление человека разумного. |
3. выход животных на сушу. |
4. возникновение растений в воде. |
Какой ответ показывает правильный порядок? |
A. 1,4,3,2
|
B. 4,1,3,2
|
C. 3,1,4,2
|
D. 4,3,1,2
|
2.4. Приспособляемость организмов носит относительный характер, потому что |
A. приспособляемость не помогает выжить в определённой среде; |
B. все живые организмы всё равно погибают; |
C. она не охраняет от всех врагов; |
D. особи одного вида борются за существование. |
2.5. Какое утверждение о процессах, происходящих в листьях, правильно? |
A. Содержащийся в листьях крахмал усваивает световую энергию и синтезирует О2 |
B. Хлоропласт световую энергию превращает в химическую. |
C. В хлоропластах синтезируется и накапливается CO2 |
D. Листья растений вдыхают СО2 и выдыхают кислород. |
2.6. Что изображено на данном схематическом рисунке? |
|
A. Пряди волос после химической завивки. |
B. Четыре структуры белка. |
C. Молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты. |
D. Нити хроматина во время деления клетки. |
2.7. Каковы три функции белка в организме? |
A. Обеспечивают сокращение мышц, участвуют в транспорте О2 по крови,обеспечивают иммунитет. |
B. Обеспечивают сокращение мышц, обеспечивают глубокий вдох, участвуют в восприятии звука. |
C. Участвуют в транспорте О2 по крови, обеспечивают механическую обработку! пищи, помогают при образовании изображения на сетчатке. |
D. Разрушают клетчатку бактерий, обеспечивают автоматизм сердца, участвуют в определении вкуса. |
2.8. Если в молекуле ДНК нуклеотиды тимина составляют 15% от общего количества нуклеотидов, то остальное количество нуклеотидов в молекуле: |
|
Гуанин
|
Аденин
|
Цитозин
|
А.
|
15%
|
35%
|
35%
|
В.
|
35%
|
35%
|
15%
|
С.
|
15%
|
15%
|
15%
|
D.
|
35%
|
15%
|
35%
|
|
2.9. Какое утверждение о нуклеотидах правильно? |
A. Это мономеры полисахаридов. |
B. Они соединяются, образуюя ковалентную связь между основаниями. |
C. Они содержат углеводы, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты. |
D. Они содержат карбоксиловую группу и аминную группу. |
2.10. Пол человека генетически определяем: |
A. в конце беременности; |
B. после закрепления зародыша в матке; |
C. в момент слияния гамет; |
D. на первом месяце беременности. |
2.11. Каковы функции рецепторов? |
A. Передача информации в ЦНС. |
B. Связь центростремительных и центробежных нейронов. |
C. Передача возбуждения из ЦНС в мышцу. |
D. Восприятие разных раздражений. |
2.12. Какие животные имеют открытую кровеносную систему? |
A. Плоские черви и кольчатые черви. |
B. Моллюски и членистоногие. |
C. Членистоногие и кишечнополостные. |
D. Круглые черви и кольчатые черви. |
2.13. На каких рисунках изображены органы вегетативного размножения растений? |
|
A. 1., 3. |
B. 2., 3. |
C. 4., 1. |
D. 4., 2. |
2.14. В которой из комбинаций все названные являются клетками? |
A. Остеоцит,митохондрия, нейрон. |
B. Эритроцит, нейрон, лейкоцит. |
C. Остеоцит, хлоропласт, лейкоцит. |
D. Остеоцит, вирус, лейкоцит. |
2.15. Наука, изучающая использование биологических процесов в производственных технологиях, это: |
A. биохимия; |
B. биотехнология; |
C. микробиология; |
D. физиология. |
Задание 3. (10 пунктов) Впишите недостающие слова! |
Способность плазматической мембраны регулировать прохождение веществ в клетку и из неё называется____________________________________(1.). |
Совокупность химических реакций, происходящих в клетке во время её роста, развития и размножения, это________________________________(2.). |
В процессе фотосинтеза солнечный свет абсорбирует в клетке имеющийся пигмент _____(3.). |
Способ размножения семянных растений, когда не используются семена, это ________________________________(4.). |
Совокупность всех признаков организма, это___________________(5.). |
Нехватка витамина С в организме вызывает________________(6.). |
Способ питания организма, когда из окружающей среды усваиваются неорганические вещества и синтезируются органические, называется_____________________(7.). |
Способность лейкоцитов поглощать отмершие клетки и чужеродные вещества называется________________(8.). |
Пойкилотермы это______________________________(9.) животные. |
Основной способ получения энергии у млекопитающих это____________________(10.). |
ЧАСТЬ 2
|
Задание 1. (8 пунктов)
Ген тёмных волос у человека доминирует над геном светлых волос. Фенотип
доминантного гена выражается как у гетерозигот, так и у гомозигот. Фенотипическое
проявление гена светлых волос возможно только у гомозигот.
Темноволосый мужчина женился на светловолосой женщине. Какие генотипы
возможны у них? |
Прогнозируйте возможный цвет волос у их детей! Напишите возможные генотипы! |
Задание 2. (5 пунктов)
На схеме указан путь, который проходят принятые с пищей атомы углерода в организме
человека |
|
Дополните схему!
Впишите соответствующие вещества содержащие углерод! (1,2) (2р.)
Каной органоид освобождает энергию? (3)
Каной орган выводит конечные газообразные продукты обмена веществ? (4)
Каной процесс изображен на схеме?
|
Задание 3. (9 пунктов)
|
|
Какой комплекс реакций изображен на рисунке?
|
Как называется органоид в котором происходит этот процесс?
|
Какие три процеса происходят в световой фазе? (3 р.)
|
Какой процесс происходит в темновой фазе?
|
Какие два фактора увеличивают продуктивность фотосинтеза выращивая овощи зимой в теплицах? Ответ обоснуйте! (3 р.)
|
Задание 4.(9 пунктов) Заполните схему!
|
|
Заполните таблицу! (5
р.) |
Гриб
|
Характеристика
|
Вид питания
|
Значение в природе и в жизни человека
|
Трутовик | Мицелий в древесине, подкововидные плодовые тела |
Паразит.
|
|
Дрожжи | |
Сапрофит.
|
|
Пеницилл |
|
Сапрофит.
|
|
Белый гриб |
|
Сапрофит.
|
|
Красный мухомор |
|
Сапрофит.
|
|
|
Какие грибы и почему можно выращивать в искуственных условиях? (Назовите 2 гриба не из таблицы!) (3 р.)
|
Задание 5.(16 пунктов)
|
|
Какая система органов изображена на рисунке?
|
Назовите шесть из изображенных желез человека и напишите их функции!(12 р.) |
Во время аварии на Чернобыльской АЭС в атмосферу выделился радиоактивный изотоп йода. На действие какой железы данной системы он мог подействовать? Объясните, почему! |
Задание 7. (9 пунктов) |
Британские ученые вывели клетки иммунной системы, которые способны определять клетки лейкемии. Их главная заслуга - это находка особого гена WTI. Этот ген является гиперактивным (очень активный) в клетках, которые вызывают лейкемию. Учёным удалось создать иммунные клетки которые находят клетки с очень активным WTI и их уничтожают. В будущем ученые проверят данное открытие в клинических условиях.
|
Учёные какой отрасли науки сделали это открытие?
|
Назовите ещё два открытия данной отрасли науки за последние 10 лет!(2 р.)
|
Назовите и обоснуйте три прогноза относительно использования новейших открытий данной отрасли науки!(6 p.)
|
|
|