ЧАСТЬ 1

Задание 1. (10 пунктов) Обведите правильный ответ!

   

1.

Абсолютно во всех клетках человека 46 хромосом.

Да

Нет

2.

Все хромосомы человека, за исключением половых, внешне похожи.

Да

Нет

3.

Во всех хромосомах имеются гены.

Да

Нет

4.

У человека 23 половые хромосомы.

Да

Нет

5.

Аллели, как правило, образуют генную пару.

Да

Нет

6.

Нуклеотидам участка G-T-A-G цепи ДНК соответствуют нуклеотиды участка С-А-Т-С РНК.

Да

Нет

7.

Полиплоидия - это мутация генома.

Да

Нет

8.

Плазмолиз характерен для растительной клетки.

Да

Нет

9.

Активный транспорт - это передвижение веществ через мембрану клетки с противоположным градиентом концентрации ионов, и с использованием энергии АТФ.

Да

Нет

10.

Прогестерон необходим, чтобы зародыш закрепился в слизистой оболочке матки.

Да

Нет

Задание 2. (15 пунктов) На каждый вопрос можно дать только один правильный ответ. Выберите и обведите букву правильного ответа. 

2.1. Универсальный накопитель энергии в клетке

A.  ДНК.  B.  РНК.  C.  АГФ.  D  Н2О. 
2.2. Эволюция это: 

A. необратимое, историческое развитие живых организмов на Земле;

B. обоснование исторического развития живых организмов связи с глобальными катастрофами 
C. представление об изменчивости форм организмов и отдаление от предков; 
D. отрасль биологии, которая описывает имеющиеся и вымершие организмы. 
2.3. Основные этапы развития жизни на Земле
1. выход растений на сушу.
2. появление человека разумного.
3. выход животных на сушу.
4. возникновение растений в воде.
Какой ответ показывает правильный порядок?

A.  1,4,3,2

B.  4,1,3,2

C.  3,1,4,2

D.  4,3,1,2

2.4.  Приспособляемость организмов носит относительный характер, потому что
A.  приспособляемость не помогает выжить в определённой среде;
B.  все живые организмы всё равно погибают;
C.  она не охраняет от всех врагов;
D. особи одного вида борются за существование.
2.5.  Какое утверждение о процессах, происходящих в листьях, правильно?
A. Содержащийся в листьях крахмал усваивает световую энергию и синтезирует О2
B. Хлоропласт световую энергию превращает в химическую.
C. В хлоропластах синтезируется и накапливается CO2
D. Листья растений вдыхают СО2 и выдыхают кислород.
2.6.  Что изображено на данном схематическом рисунке?
A. Пряди волос после химической завивки.
B. Четыре структуры белка.
C. Молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты.
D. Нити хроматина во время деления клетки.
2.7. Каковы три функции белка в организме?
A.  Обеспечивают сокращение мышц, участвуют в транспорте О2 по крови,обеспечивают иммунитет.
B.  Обеспечивают сокращение мышц, обеспечивают глубокий вдох, участвуют в восприятии звука.
C.  Участвуют в транспорте О2 по крови, обеспечивают механическую обработку! пищи, помогают при образовании изображения на сетчатке.
D.  Разрушают клетчатку бактерий, обеспечивают автоматизм сердца, участвуют в определении вкуса.
2.8. Если в молекуле ДНК нуклеотиды тимина составляют 15% от общего количества нуклеотидов, то остальное количество нуклеотидов в молекуле:

 

Гуанин

Аденин

Цитозин

А.

15%

35%

35%

В.

35%

35%

15%

С.

15%

15%

15%

D.

35%

15%

35%

2.9. Какое утверждение о нуклеотидах правильно?
A. Это мономеры полисахаридов.
B. Они соединяются, образуюя ковалентную связь между основаниями.
C. Они содержат углеводы, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты.
D. Они содержат карбоксиловую группу и аминную группу.
2.10.  Пол человека генетически определяем:
A.  в конце беременности;
B.  после закрепления зародыша в матке;
C.  в момент слияния гамет;
D.  на первом месяце беременности.
2.11.  Каковы функции рецепторов?
A.  Передача информации в ЦНС.
B.  Связь центростремительных и центробежных нейронов.
C.  Передача возбуждения из ЦНС в мышцу.
D.  Восприятие разных раздражений.
2.12.  Какие животные имеют открытую кровеносную систему?
A.  Плоские черви и кольчатые черви.
B.  Моллюски и членистоногие.
C.  Членистоногие и кишечнополостные.
D.  Круглые черви и кольчатые черви.
2.13.  На каких рисунках изображены органы вегетативного размножения растений?
A.  1., 3. B. 2., 3. C. 4., 1. D. 4., 2.
2.14. В которой из комбинаций все названные являются клетками?
A.  Остеоцит,митохондрия, нейрон.
B.  Эритроцит, нейрон, лейкоцит.
C.  Остеоцит, хлоропласт, лейкоцит.
D.  Остеоцит, вирус, лейкоцит.
2.15. Наука, изучающая использование биологических процесов в производственных технологиях, это:
A. биохимия;
B. биотехнология;
C. микробиология;
D. физиология.
Задание 3. (10 пунктов) Впишите недостающие слова!
Способность плазматической мембраны регулировать прохождение веществ в клетку и из неё называется____________________________________(1.).
Совокупность химических реакций, происходящих в клетке во время её роста, развития и размножения, это________________________________(2.).
В процессе фотосинтеза солнечный свет абсорбирует в клетке имеющийся пигмент _____(3.).
Способ размножения семянных растений, когда не используются семена, это ________________________________(4.).
Совокупность всех признаков организма, это___________________(5.).
Нехватка витамина С в организме вызывает________________(6.).
Способ питания организма, когда из окружающей среды усваиваются неорганические вещества и синтезируются органические, называется_____________________(7.).
Способность лейкоцитов поглощать отмершие клетки и чужеродные вещества называется________________(8.).
Пойкилотермы это______________________________(9.) животные.
Основной способ получения энергии у млекопитающих это____________________(10.).

ЧАСТЬ 2

Задание 1. (8 пунктов)
Ген тёмных волос у человека доминирует над геном светлых волос. Фенотип доминантного гена выражается как у гетерозигот, так и у гомозигот. Фенотипическое проявление гена светлых волос возможно только у гомозигот.
Темноволосый мужчина женился на светловолосой женщине. Какие генотипы возможны у них?
Прогнозируйте возможный цвет волос у их детей! Напишите возможные генотипы!
Задание 2. (5 пунктов)
На схеме указан путь, который проходят принятые с пищей атомы углерода в организме человека

Дополните схему!
Впишите соответствующие вещества содержащие углерод! (1,2)                    
(2р.)
Каной органоид освобождает энергию? (3)
Каной орган выводит конечные газообразные продукты обмена веществ? (4)
Каной процесс изображен на схеме?

 

Задание 3. (9 пунктов)
Какой комплекс реакций изображен на рисунке?
Как называется органоид в котором происходит этот процесс?
Какие три процеса происходят в световой фазе?                         (3 р.)
Какой процесс происходит в темновой фазе?
Какие два фактора увеличивают продуктивность фотосинтеза выращивая овощи зимой в теплицах? Ответ обоснуйте!                                              (3 р.)

 

Задание 4.(9 пунктов) Заполните схему!

Заполните таблицу!    (5 р.)

Гриб

Характеристика

Вид питания

Значение в природе и в жизни человека

Трутовик Мицелий в древесине, подкововидные плодовые тела

Паразит.

 
Дрожжи 

Сапрофит.

 
Пеницилл  

 Сапрофит.

 
Белый гриб  

 Сапрофит.

 
Красный мухомор  

 Сапрофит.

 
Какие грибы и почему можно выращивать в искуственных условиях? (Назовите 2 гриба не из таблицы!) (3 р.)

 

Задание 5.(16 пунктов)

Какая система органов изображена на рисунке?
Назовите шесть из изображенных желез человека и напишите их функции!(12 р.)
Во время аварии на Чернобыльской АЭС в атмосферу выделился радиоактивный изотоп йода. На действие какой железы данной системы он мог подействовать?
Объясните, почему!
Задание 7. (9 пунктов)
Британские ученые вывели клетки иммунной системы, которые способны определять клетки лейкемии. Их главная заслуга - это находка особого гена WTI. Этот ген является гиперактивным (очень активный) в клетках, которые вызывают лейкемию. Учёным удалось создать иммунные клетки которые находят клетки с очень активным WTI и их уничтожают. В будущем ученые проверят данное открытие в клинических условиях.
Учёные какой отрасли науки сделали это открытие?
Назовите ещё два открытия данной отрасли науки за последние 10 лет!(2 р.)
Назовите и обоснуйте три прогноза относительно использования новейших открытий данной отрасли науки!(6 p.)
Hosted by uCoz