ЧАСТЬ 2
|
Задание 1. (12punkti)
|
Посмотрите на рисунок. 1.Выберите по два представителя биоценоза и запишите соответствующие числа в таблицу. |
Представители биоценоза
|
Число,которое обозначает представителя
|
Продуцент
|
|
|
Примарный консумент
|
|
|
Секундарный консумент
|
|
|
Редуцент
|
|
|
|
|
2. Какова роль продуцента в биоценозе? |
3. Как еще называют первичные консументы и какова их роль в биоценозе? |
4. Как еще называют вторичные консументы и какова их роль в биоценозе? |
5. Какова роль редуцентов в биоценозе? |
6. Кто отмечен буквой X и какова его роль в биоценозе? |
7. Напишите два примера изменения биоценоза, если спилят деревья? |
Задание 2. (12punkti) |
На схеме изображено размножение морского полипа типа Кишечнополостных. |
|
1. Какой вид размножения изображен на схеме А? |
2. Напишите две характерные черты этого вида размножения. |
3. Какой процесс изображен на схеме буквой У? |
4. Каково значение этого процеса с точки зрения генетики? |
5. Какой процесс изображен на схеме буквой С? |
6. Какое из изображенных на схеме животных участвует в образовании геологических объектов? |
|
7. Кратко аргументируйте свой выбор. |
8. Чем отличается биоценоз вблизи этих геологических объектов от биоценоза океана? Напишите два примера и аргументируйте их. |
Задание 3. (12 punkti) |
Два биологических эксперимента, которые изображены на рисунках - это один и тот же
физиологический процесс растений. |
|
1. Какой физиологический процесс растений можно доказать в изображенных экспериментах? |
2. Какую гипотезу можно выдвинуть и проверить экспериментом L? |
3. Какую гипотезу можно выдвинуть и проверить экспериментом Т? |
4. Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, спланируйте ход эксперимента Т с тремя факторами среды, которые влияют на интенсивность изображенного процесса. |
Аргументируйте выбор факторов.______________ |
5. Вы заблудились в смешанном лесу. Полиэтиленовый мешочек, в котором были бутерброды, остался пустым, вас мучает жажда, но воды в ближайшей округе нет. Напишите, какие три шага действий вы предпримете, чтобы найти воду для утоления жажды, используя при этом пустой полиэтиленовый мешочек и изображенный физиологический процесс растений. |
Задание 4. (12 punkti) |
Картофель обычно размножают клубнями, но предлагается и размножение картофеля
семенами. |
1. Напишите, какие два преимущества имеет размножение картофеля семенами. |
2. Напишите, какие два недостатка имеет размножение картофеля семенами. |
3. Напишите два фактора, почему, выращивая картофель на больших плантациях, крестьяне размножают картофель не семенами, а клубнями. |
4. Если вам пришлось бы выращивать картофель на большой плантации, какие два критерия вы взяли бы за основу при выборе сорта картофеля? |
5. Очень часто на пачках семян помидоров, огурцов, капусты и др. рядом с названием сорта указано "ГИБРИД-F1". Что означает эта информация? |
Гибрид_____________________________________ |
F1_________________________________________ |
6. Какие два существенных качества могут иметь растения, выращенные из данных семян? |
Задание 5. (17punkti)
|
|
«За изобретение ДДТ бразильскому химику П.Миллеру присудили Нобелевскую премию. ДДТ было эффективным средством в борьбе против распространителя малярии -малярийного комара, против распространителей тифа - платяных вшей и др. В 1948 году в Индии от малярии умерло 3 млн. человек, и 1965 году - 1. В Греции в 1988 году малярией болели 1 млн. человек, а 1995 году- только 12 000. Но ДДТ начал накапливатья в цепи питания, и когда в США уровень ДДТ превысил норму в 4 раза-
ДДТ
запретили
использовать.
Хотя
с 1970
года использование ДДТ запретили во всем мире, уровень ДДТ в рыбе очень высок. Ничтожное количество какого-либо вещества, которое имеется в почве, воздухе или воде, с каждым последующим организмом цепи питания достигает высшей концентрации, которую выражает концентрация вещества в организме
|
биоаккумуляционный коэффициент =
|
концентрация вещества в организме _________________________________ концентрация вещества в среде
|
Биоаккумуляционный коэфициент у наземных растений в среднем - это 0,1, у насекомых - 0,3, у червей - 70, у грызунов - 100. У водных организмов (гидробионтов), например, у креветок -это 1 000, у устриц - 1 0000, у рыб -до 1 000 000, в скорлупе яиц птиц, которые питались рыбой, ДДТ накопилось так много, что они во время высиживания лопались, и у птиц не было потомства.»
Я. Райпулис «Воздействие загрязнения на наследственность» Р., 1999, 48-53 стр. |
1. Нарисуйте схему цепи питания, которая включает 7 разных организмов с их биоаккумуляционным коэффициентом, включив в неё и человека. |
2. Коротко поясните термин - биоаккумуляция.
|
3. В начале задания в данном фрагменте найдите одно положительное свойство ДДТ и характеризуйте его примером. |
4. Прогнозируйте последствия накопления канцерогенных веществ в организме человека. |
Аргументируйте ________________________________ |
5. Напишите три предложения, как организовать хозяйственную деятельность, чтобы уменьшить нагрузку канцерогенных вешеств на живые организмы. |