ЧАСТЬ А |
История Латвии
Задание 1 (8пунктов). Расположите
приведенные ниже события истории Латвии в хронологической
последовательности. В пустые клетки впишите букву
соответствующего события!
А - Национальное меньшинство балтийских немцев покидает
Латвию
В - Деятельность Ордена меченосцев
С- Поездка в Курсу исландского викинга Эгила
Скалагримсона
D - Принятие Латвийской Республики в Лигу наций
Е - Жизнь и деятельность курляндского герцога Екаба
F - Движение латышской интеллигенции "Jaunā strāva"
G - Принудительная коллективизация крестьянских
хозяйств
Н - Календарные волнения в Риге
I - Отмена крепостного права в Курземе и Видземе
|
—> |
—> |
—> |
—> |
—> |
—> |
—> |
—> |
|
Задание2(8пунктов). Напишите напротив
приведенных ниже событий из истории Латвии буквы хронологически и
исторически соответствующих им событий из истории Европы и мира!
Внимание, количество фактов, приведенных во второй колонке, на одно
событие больше! |
1) Крестовые войны в древней Латвии |
|
А Просвещение в Европе |
2) Погромы икон в ливонских городах |
|
В "Революция цен" в Западной Европе в конце средних веков
- начале Нового времени |
3) Образование усадеб и крепостного права |
|
С Реформации, в Германии |
4) Деятельность Гарлиба Меркеля в
Видземе |
|
D Падение коммунистического режима в Центральной и
Восточной Европе |
5) Отмена крепостного права в Латгале
| |
Е Продвижение немцев на восток в период
средневековья |
6) Формирование батальонов латышских
стрелков |
|
F Советско-финская (Зимняя) война |
7) Первый год военных баз Красной Армии в
Латвии |
|
G Первая мировая война |
8) Восстановление независимости Латвийской
Республики |
|
H Дача вольных крестьянам в России |
|
|
I "Сексуальный скандал" президента США Билла
Клинтона |
Задание 3(6пунктов). Внимательно
изучите картосхемы истории Латвии! Под каждой картосхемой
впишите букву соответствующего ей названия. |
|
А - Этнический раздел, IX - XIII вв.
В - Направления нападений крестоносцев, XIII -й в.
С - Ливонские государства, XIII - XVI вв.
D - Раздел территории после Ливонской войны
Е - Раздел территории после Алтьмаркcкого перемирия 1629
г,
F - Нападение немецкой армии во время первой мировой
войны |
Задание 4 (6пунктов). Внимательно
прочитайте текст.
|
17 ноября 1918 года представители политических партий Латвии
собрались в Риге и основали А, который взял на себя функции
временного парламента, на следующий день, 18 ноября, была
провозглашена В как независимое и демократическое
государство. Главой сформированного временного правительства стал
С. Однако в связи с нападением Красной Армии возглавляемому
С правительству совместно с частями немецкой армии пришлось
отступить в город D, находящийся в Курземе. На большей части
территории Латвии была провозглашена Советская республика, во главе
которой стоял Е. Генералу немецкой армии Р. фон дер Гольцу не
нравилась политическая ориентация правительства В и его главы
С на страны Антанты, представители которой прибыли в
D, поэтому в апреле 1919 года немцы организовали переворот
против возглавляемого С правительства. Двое министров были
арестованы, а остальным, также как и самому С, удалось найти
укрытие на судне "Саратов" в порту D. По инициативе Р. фон
дер Гольца было ораганизовано пронемецкое латвийское правительство,
возглавляемое священником и писателем F; таким образом, к
весне 1919 года в Латвии существовало три взаимно враждебно
настроенных правительства, которыми руководили С, Е и
F. |
Какие слова следует вставить вместо букв А, В, С, D, Е ,
F? |
А_____________________________________________________
В_____________________________________________________
С_____________________________________________________
D_____________________________________________________
Е______________________________________________________
F______________________________________________________ |
Задание 5(5пунктов).Внимательно
изучите схему политического устройства Латвийской
Республики! |
|
1) Объясните данные обозначения:
А___________________________________
В___________________________________________
С___________________________________________ |
2) На схеме политического устройства Латвийской Республики
обведите ту институцию государственного устройства, которая была
ликвидирована после переворота 15 мая 1934 года, совершенного
К.Улманисом. |
История мира |
Задание 6 (8пунктов). Расположите
приведенные ниже события истории Европы и мира в
хронологической последовательности. В пустые квадраты впишите
порядковую букву соответствующего
события! |
А - "Холодная война"
В - Великая французская революция
С - Образование США
D - Прусское королевство объединяет Германию
Е - Изобретение автомобиля с двигателем внутреннего
сгорания
F - Великое переселение народов и образование королевств
варваров
G - Атомная бомбардировака Хиросимы и Нагасаки
Н - Повторное объединение Германии (объединение ГДР и
ФРГ)
I - Великие географические открытия |
—> |
—> |
—> |
—> |
—> |
—> |
—> |
—> |
|
Задание 7(3пункта). Подчеркните верные
утверждения!
А - Первая мировая война началась с конфликта между
Сербией и Австро-Венгрией
В - Во время первой мировой войны Польша, Эстония и
Финляндия сохраняли статус нейтральных государств
С - Экономический кризис в период между двумя войнами
вызвал рост тенденций авторитаризма в странах Центральной и
Восточной Европы
D - На Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях
США, Великобритания и СССР договорились об образовании блоков НАТО и
Варшавского договора
Е - Куба и Северная Корея (КНДР) были первыми из стран
т.н. мировой социалистической системы, которые смогли свергнуть
коммунистический режим.
F - При расширении НАТО в первую ее очередь включены
Польша, Чехия и Венгрия. |
Задание 8(6пунктов). Которые из
нижеследующих исторических понятий больше всего ассоциируются
с: А - доисторическим периодом, В - древними
временами, С -средневековьем, D - новым временем,
Е - новейшим временем (XX век). В пустые квадраты
впишите соответствующие буквы! |
1) Гильдия |
|
|
4) Фараон |
|
|
2) Мезолит |
|
|
5) Феод |
|
|
3) Просвещенный абсолютизм |
|
|
6) Неофашизм |
|
|
Задание 9(4пункта). Внимательно
изучите политические карты Европы А и В! |
|
Из 6 предложенных выберите два правильных названия карт. В
соответствующем квадратике впишите А или
В. |
1. Варварские государства в Европе V - VIII
вв. |
|
|
2. Европа в период Франкской империи IХ в. |
|
|
3. Европа в период реформации и контрреформации XVI
- XVII вв. |
|
|
4. Европа во 2-й половине ХIХ в. - начале XX в. (до
первой мировой войны) |
|
|
5. Европа в период между войнами, 1918- 1939
гг. |
|
|
6. Современная Европа |
|
|
ЧАСТЬ В |
Внимательно прочитайте тексты А, В, С, D и изучите
карикатуру! |
A. Фрагменты воспоминаний
советского дипломата и министра иностранных дел А. Громыко о
возведении Берлинской стены 12-13 августа 1961
года. |
Западные державы не проявляли желания к решению германской
проблемы или к урегулированию в Западном Берлине. Отвергая советские
предложения, они, наоборот, увеличивали свою военную мощь, игнорируя
важные международные соглашения, ставившие преграду германскому
милитаризму. Правительства стран Варшавского пакта обратились к
правительству и трудящимся Восточной Германии с призывом поставить
на границе с Западным Берлином надежные сооружения, преградив путь
подрывной деятельности против стран социалистического содружества, и
обеспечить надежную безопасность и эффективный контроль вокруг всей
территории Западного Берлина, включая его границу с Восточным
Берлином. (Громыко А. "Воспоминания", 1989)
B. Официальное обоснование
возведения Берлинской стены, преподававшееся в школах
СССР |
Подрывные силы, действующие в Федеративной Республике Германии, в
течение долгого времени безнаказанно использовали открытую границу
между Демократической Республикой Германии (ГДР) и Западным
Берлином, чтобы пошатнуть основы социализма. Они засылали своих
агентов, вывозили из ГДР дефицитные товары и т.д. 13 августа 1961
года правительство ГДР стало контролировать границу с Западным
Берлином, оградив таким образом от внешних нападений завоевания
социализма и мирный труд своих граждан. (История новейших
Времен для 11-го класса. 1979) |
C. Взгляд стран Западной Европы и
Соединенных Штатов Америки на берлинский анклав |
Берлинский анклав (т.е. ситауция, когда часть одного государства
окружена другим государством) был недопустимым для Востока из-за
того оскорбления, каким являлся для коммунистического Востока
Западный Берлин. Он был сияющим передовым постом капитализма,
сравнительно фешенебельным, преуспевающим., полным энергии.
Соединенные Штаты вложили 600 миллионов долларов в западный Берлин.
Западная Германия также внесла весомый вклад, чтобы сделать из него
яркий пример нашего образа жизни. (...) Экономические сравнения были
достаточно невыгодными, а сравнение личных свобод в Западном Берлине
и жестко регламентиированного полицейского контроля вокруг него было
вообще вопиющим. Этот контраст приводил к тому, что каждый год 300
000 восточных немцев исчезало в Западном Берлине, откуда их
самолетами перевозили в Западную Германию. Большинство из них были
молодые: талантливые, образованные и преуспевающие в своем деле люди
- такой "утечки мозгов" нельзя было долго выдержать. (...) С 1949
года 3 миллиона убежало через берлинскую отдушину, и население шло
на убыль. Этот магнит действовал постоянно. Западный Берлин также
являлся местом сосредоточения величайшего сочетания шпионских
агентов, когда-либо собранных в одном месте. Это была невероятная
удача - иметь возможность выполнять все задания современных агенств
разведки, находясь на 110 миль в глубь "вражеской" территории. Такое
же преимущество выпало на долю западных радиостанций и других
средств пропаганды. Из-за всех этих причин западный Берлин виделся
как глубокая незаживающая язва, которую по возможности следует
удалить. (...) (Перевод из английских экзаменационных
материалов) |
D. Иронические заметки
путешественника-латыша о путешествии из СССР в Западный Берлин и ФРГ
в 1989 году. Заметки опубликованы в том же году в журнале
"Avots". |
(...) Вполне заметно, что уже некоторое время вагонная проводница
слегка нервничает. Всем оставаться на своих местах! Напряженные
лица, полные чувства долга. Где и когда вы получили паспорт?
Отвечать надо немедленно, иначе решат, что я сам его нарисовал. Но
речь путается, и нет настоящей уверенности, что мне поверят. Всем
выйти из купе (...)Таможенный контроль. Золото драгоценности
предметы искусства? (...) Про рукописи и книги никто ничего не
спрашивает. Ими заинтересуются, когда я вернусь. (,,.) До момента
пересечения границы Федеративной Республики Германии эта процедура,
с небольшими нюансами, но не меняясь в главном, повторится еще как
минимум семь раз. (...) В Восточном Берлине, столице дружественной
ГДР, мне приходится открывать чемодан, чтобы, зарывшись в него до
самого дна, вытащить килограммовый альбом латышской живописи, дабы
убедить в том, что это на самом деле книга, а не обойма пулемета,
заряженная боевыми патронами (...). Увидев, что книга проверяющего
совсем не интересует, я пришел к выводу, что логика этого
мероприятия заключена единственно в создании мне неудобств. Не
понимаю, откуда в них такая ненависть ко мне. (...)
Западную границу я ждал с чисто спортивным интересом. Приготовил
документы и замаскировался в настороженность. Однако на пограничной
станции ничего не произошло. Абсолютно ничего. Только две кокетливые
девушки на перроне проштемпелевывали бог знает какие бумаги.
Наверное, таможенницы. (...) Заходит контролер и проверяет билеты.
Все. (...) Меня охватывает странное чувство. Хоть что-нибудь
спросили бы (...) - может я агент коминтерна с полным чемоданом
соответствующей литературы. Позднее в Мюнстере, Кельне и Бонне я
увидел, что все это можно купить на месте сколько душе угодно - и
утопическую, и коммунистическую литературу (...). Поэтому нет
никакой необходимости везти все это из такой дали. (A.
Kļavis. Ir tikai nākotnes cerības, // Avots,1989., Nr.
6) |
|
На чертеже написано "Das gemeinsame Haus" (Общий
дом) (Из "Beitrage Zur Historischen Sozialkunde" Nr. 2 /
96) |
Письменно ответьте на вопросы!
1. Назовите различные мнения, высказанные в текстах А, В и
С, о причинах возведения Берлинской стены! (8пунктов)
2. Объясните, почему трактовка событий, поданная в текстах А и В,
отличается от мнения, выраженного в тексте С? (8пунктов)
3. Что общего во
взглядах, высказанных в
текстах А, В и
С, на причины возведения
Берлинской стены? (5пунктов)
4. Которое из трех мнений, выраженных в текстах А, В и С, и
каким образом косвенно подтверждает текст D и карикатура? (11
пунктов)
5. Которая из предложенных в текстах версий о функциях
Берлинской стены кажется Вам наиболее вероятной? Обоснуйте свое
мнение! (10пунктов)
6. Какую еще информацию, кроме предложенной, Вы хотели бы
получить, чтобы создать более полное представление о проблеме
Берлинской стены? (5пунктов)
7. Объясните, какие проблемы, существовавшие в 1988 году,
пытался изобразить автор карикатуры? (5пунктов)
8. Какие особенности советского режима описаны в
тексте D? (5пунктов)
9. Приведите догмы советской пропаганды,
над которыми иронизирует автор текста D! (8
пунктов)
10. Какие выводы Вы можете сделать о политической цензуре в
Латвии во время написания текста D? (5пунктов) |
ЧАСТЬ С |
Используя полученные знания по истории, напишите
аргументированное эссе примерно на 400 слов на одну из предложенных
тем! (30 пунктов) |
• "Цель всех войн - мир" (Св. Августин). Изложите
свои мысли по поводу этого утверждения Св. Августина.
• Опишите и проанализируйте проблемы, которые возникли у
правительств, народов, национальных меньшинств и отдельных
людей стран Европы в результате изменений границ, сделанных в XX
веке.
• Насколько обоснована, по Вашему мнению; мысль о том, что
сегодня европейское общество расколото больше, чем после второй
мировой войны?
• Может ли опыт Латвийской Республики 20-30-х гг. служить
образцом для решения современных проблем
Латвии? | |