ЧАСТЬ A |
1. Найти значение
выражния: 185 - 240 = -55 |
2. Произведение чисел
36,07 и 0,1 равно.36,07*0,1=3,607...... |
3.Вычислить: |
|
= 12 1/10 |
4.На диаграмме изображено количество мальчиков и
девочек в 5 классах . |
|
Число мальчиков в обоих классах равно 8 + 15 = 23 |
5.Цена товара составляла Ls 200. Товар уценили на
30% или на Ls 200* 0,3 =60 |
6.Число 98,76 находится между следующими рядом
стоящими целыми числами 98 и 99 |
7. Найти среднее арифметическое чисел17;
15 и 4 (17+15+4) / 3 = 12 |
8.Значение выражения |
|
равно\/ 12*3 = \/36 = ± 6 |
9.Решением 8 x = -
4 уравнения является х = - 4 / 8 = - 1/2 = -0,5 |
10.Неизвестный
член пропорции |
|
равен 3x = 30 ; x = 10 |
11.Выразив t
из уравнения x + 2t = 7 получим t = ( 7 - x ) / 2 |
12.Решением системы
уравнений |
|
является x = 2 ; y = 1 |
13.Преобразуя выражение (3m -
1)2 + 6m в полином, получим 9m2 + 1 |
14.Корнями
уравнения x2 - 6x + 5 = 0 являются x1 = 5; x2 = - 1 |
15.Найти решения
неравенства -3z < 9 z > - 3 |
16.Если a= b = -1,
то числовое значение выражения a4 +
b5 равно 0 |
17.Графику
функции y = 2x2 принадлежит точка M(3;..18.....)
|
18. |
|
На рисунке изображен график функции. Функция принимает отрицательные
значения при - 1< x < 6 |
19. |
|
Если в параллелограммеABCD величина угла BAC равна 30o ,
< CAD = 27o , то величина угла D равна 180о - (30о + 27о) = 123о
|
20. |
|
Если BD = 12 см, CD = 13 см, то длина BC составляет \/ 132 - 122 = \/ 25*1 = 5 см
(для вычислений рациональнее воспользоваться формулой сокращенного умножения a2-b2=(a+b)(a-b) )
|
21. |
|
Если BD- высота треугольника ABC , AD = 3 см, DC = 5см и
BD = 7 см, то площадь треугольника ABC равна (AD+DC)*BD/2 = 8*7/2 = 28см2 |
22. |
|
Если < A = < F, < B = < D, AC = 2 см, EF=1 см, DF = 3
см, тодлина AB равна 6 см |
23. |
|
Если диагональ KLMN KM = 6 см, < MKN = 30o , то
длина стороны MN равна 3 см.
(катет, лежащий против угла 30 градусов, равен половине гипотенузы)
|
24. |
Если AC -диаметр окружности, а точка B лежит на
окружности, то величина угла ABC равна 90о |
25. |
Если длина одного ребра куба равна 4 см, то сумма длин
всех ребер куба равна 4*12 = 48 см |
|
|
ЧАСТЬ B -C
|
1. |
Вычисли значение выражения
|
|
|
a) Явно напрашиваются вычисления в десятичных дробях 5 6/25 = 5,24 ; 3/4 = 0,75 b) Следовательно пример можно записать так:
10,22-7,28 : ( 5,24+1,76)-0,75
1) 5,24+1,76 = 7 2) 7,28:7 = 1,04 3) 10,22 - 1,04 = 9,18 4) 9,18 - 0,75 = 8,43
Ответ: 8,43
2.Семья Берзиньш в октябре израсходовала 60 киловатт-часов (кВт-ч) электроэнергии, а в ноябре - на 15% больше, чем в октябре. Расход электроэнергии в ноябре составил 3/4
количества электроэнергии потребленной в декабре. Достаточно ли 4 латов для оплаты счёта за декабрь, если 1 кВт-ч стоит Ls 0,039 ?
1) Сколько электроэнергии израсходовали в ноябре?
60*1,15= 69 (кВт-ч)
2) Сколько электроэнергии израсходовали в декабре?
69/3*4= 92 (кВт-ч)
3) Сколько надо заплатить за электроэнергию?
0,039*92= 3,588 Ls
4) 3,588 Ls < 4 Ls Следовательно 4 латов вполне достаточно.
|
|
|
3.Периметр равнобедренного треугольника 36 см, длина боковой стороны 10 см. Вычисли длину высоты, проведенной к основанию, и площадь треугольника.
1) AC = 36-10-10=16 см 2) AD = AC/2 = 16/2=8 см (так как треугольник равнобедренный по условию, а следовательно его высота, проведенная к основанию является также и медианой) 3) По теореме Пифагора BD = \/ AB2 - AD2 = \/ 100
- 64 = \/ 36 = 6 cм 4) SABC = AC * BD / 2 = 16 * 6 / 2 = 48 cм2
|
|
|
4. Реши уравнение |
|
|
Во-первых, проанализируем знаменатели дробей. Они не должны обращаться в 0. Очевидно, что это условие будет выполняться, если х не равен ± 1.
При решении этого уравнения очень важно не ошибиться со знаками!
Ясно, что придется приводить дроби к общему знаменателю 1- х2 = (1+х)(1- х)
Но в знаменателе дроби в правой части уравнения стоит не 1-х, а х-1
Дробь не изменится, если ее числитель и знаменатель умножим на одно и то же число, поэтому спокойно умножаем и числитель, и знаменатель на -1 и начинаем решать.
6 - 6х - 10 + 1 - х2 = -5х - 5
2 - х - х2 = 0 или х2 + х - 2 = 0
Решив квадратное уравнение получим х1 = 1 ; х2 = -2, но в самом начале мы уже выяснили, что х не может быть равен 1, следовательно решением уравнения будет х= -2
|
4.a
|
|
|
|
Решая и рассуждая по аналогии с заданием 4., получаем ответ х=2
|
|
5. Реши систему неравенств |
|
|
1) Преобразуем первое неравенство 12- х > 25x2 +10x + 1 - 25x2 12 - x > 10x + 1 11x < 11 x < 1
2) Преобразуем второе неравенство -2x > x - 3(6x + 1) -2x > x - 18x - 3 15x > - 3 x > - 1/5 x > - 0,2
3) Ну а теперь мы сразу можем записать ответ:
- 0,2 < x < 1 или х € ( - 0,2 ; 1 ]
|
|
6. В равнобедренной трапеции KLMN с
основаниями KN и LM (KN > LM) диагональ КМ перпендикулярна боковой
стороне и КМ = 8 √
3 см, величина угла при основании 60°. Вычисли площадь
трапеции.
1) Начнем с чертежа.
2) А теперь начнем с конца. Площадь нашей трапеции будет равна
(LM+KN)*MP/2
3) KN можно найти довольно просто. KN - гипотенуза /\ KMN.
KM/KN = sin 60 o , (sin 60 o= \/ 3 / 2 ) откуда KN = KM /sin 60 o = KM*2 / \/ 3 = 8 √
3 * 2 / √
3 = 16 см KN=16 см
4) Попробуем найти высоту трапеции MP. Рассмотрим прямоугольный треугольник KMN. Если / KNM = 60 o , то / MKN = 30 o(треугольник- прямоугольный - по условию)
А теперь рассмотрим треугольник KPM. Он прямоугольный, так как MP - высота. Но в прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30oравен половине гипотенузы. Следовательно MP =8 √
3 /2 = 4√
3 MP=4√3
Осталось найти LM ? Дальнейшее решение может идти разными путями.
РЕШЕНИЕ 1.
5.1) LM = KN/2 Почему? Сейчас докажем.
Что представляет собой наша трапеция KLMN? Да это просто бывший равносторонний треугольник , у которого (если по - вашему ) "крышу снесло"
Но тогда, KM не только высота, проведенная к боковой стороне равностороннего треугольника, а также и медиана. Но если KM - медиана, то в точке М она делит сторону треугольника пополам. И если из этой точки М проведена в треугольнике линия (LM) параллельная основанию(KN) , то это - средняя линия треугольника. Но, если LM - средняя линия треугольника, то она равна половине основания KN. Следовательно LM = KN/2 = 16/2 = 8 (см). LM = 8 см
--------------------
РЕШЕНИЕ 2.
5.2) Проведем вторую высоту LP' трапеции KLMN
Тогда LM = PP' = KN - KP' - PN , но KP' = PN, так как трапеция равнобедренная. Следовательно LM = KN -2 PN
Найдем PN : PN = MP / tg 60° = 4√3 /√3 = 4
Следовательно LM = KN -2 PN = 16 - 2*4 = 8 LM = 8 см
-----------------
Каким бы путем мы ни шли, дальше:
6) Находим площадь трапеции.
S KLMN = (LM+KN)*MP/2= (16+8)*4√3 /2 = 48√3 см2
Ответ: S KLMN = 48√3 см2
|
|
|
7.На сторонах ВС и CD квадрата ABCD отмечены
соответственно точки М и N так, что ВМ : МС = 3 : 2 и CN : ND =
3 : 2. Отрезки AM и BN пересекаются в
точке О.
1) Определи величину угла AON.
1) /\ ABM = /\BCN (по двум катетам)
2) Из равенства треугольников следует, что / BAМ = / СВN
Но сторона АВ угла / BAМ перпендикулярна стороне ВС угла / СВN, следовательно должны быть взаимно перпендикулярны и стороны АМ и BN.
Таким образом / AON - прямой, т.е. равен 90о
Отсюда следует, что ВО - высота прямоугольного треугольника АВМ, опущенная из вершины прямого угла на гипотенузу.
2) Чему равно отношение площадей треугольников ВОМ и BCN, если длина
стороны квадрата 5 см?
Если сторона квадрата равна 5 см, то совершенно ясно, что BM = 3см, MC=2см, CN=3см, ND=2см.
С учетом равенства /\ ABM = /\BCN , мы ответим на вопрос задачи, если найдем соотношение площадей /\ BОM и /\АВМ
а) Площадь треугольника BОM: SBOM = BO*OM/2
b)Площадь треугольника АВМ: SABM = BO*AM/2
c)Отношение площадей: SBOM / SABM = BO*OM / BO*AM = OM / AM (1)
d) Из метрических соотношений между элементами прямоугольного треугольника следует:
BM / AM = OM / BM , откуда ОМ = ВМ2 / AM (2)
e) Подставляя выражение для ОМ из (2) в соотношение (1), получаем
SBOM / SABM = ВМ2 / AM 2
f) BM2 = 9 ; AM2 = AB2 + BM2 = 25 + 9 = 34
g) Следовательно SBOM / SABM = 9 / 34 = SBOM / SBCN
|
|
|
8.Парабола у = ах2+bх + с проходит через точку (0; 15). Координаты вершины параболы xо= 4; уо= - 1. Определи значения коэффициентов а, b и с и нарисуй график полученной функции.
Проанализируем задачу:
1) Даны две точки: 1) (0;15) и 2) координаты вершины (4; -1) 2) Через вершину параллельно оси у проходит ось симметрии параболы. 3) относительно оси семметрии найдем еще одну точку. Ее координаты (8; 15)
Подставляем значения в уравнение параболы у = ах2+bх + с.
а) Точка (0;15) 15 = 0 + 0 + с
с = 15
б)Точка (4; -1 ) -1 = 16а + 4b + 15 ; после преобразований уравнение приобретает вид:
4a + b + 4 = 0 (1)
в) Точка (8;15) 15 = 64a + 8b + 15 после преобразований уравнение приобретает вид:
b = - 8a (2)
Подставим в (1) вместо b его выражение из (2)
4a - 8a + 4 = 0
a = 1
Из (2)
b = - 8
Следовательно, уравнение параболы
y = x2 - 8x + 15
График функции.
|
|
|